Про «железные» сэргэ
Съездил домой к родителям в Верхневилюйск — набраться сил перед новым учебным годом. За ужином рассказал про свои будущие планы, про прошедшую экспедицию в Таатте, про путешествие в Ольхон, Бурятию и Хакасию.
И даже тут за 650 км. от Якутска разгорелся за ужином спор про сэргэ на площади Ленина. Вот что значит Якутск — центр якутского мира! Всё что творится в столице нашей Республики — сразу резонирует везде.
Мы с друзьями от культуры: скульпторами, поэтами, киношниками, театралами, художниками уже начали спорить по поводу нового образа площади Ленина с обнародования плана. Богема раскололась на двое: плохо и хорошо.
Я напишу свою позицию: а что такого, что «железные» сэргэ? Площадь Ленина — это же не сакаральное место саха. Там же Ленин стоит вы что? Ладно может площадь Ленина это сакральное место для коммунистов.
Если сэргэ деревянные с обрядом ставить — значит обрекать наших детей на проклятье в будущем. Почему? Потому что деревянные сэргэ надо ставить соблюдая ритуалы, чтобы эти сэргэ стояли и имели сакральное значение. А лет через 30 эти сэргэ начнут криво стоять, народ будет возбухать, а наш народ хлебом не корми — дай повод только: старые деревянные сэргэ надо убрать — не красиво! А как ты уберешь сэргэ? Никак уже. Так что «железные», «светящиеся», «серебряные» сэргэ самое оптимальное решение.
Если вы хотите чтобы было реально сакрально-канонично — езжайте в родные аласы предков, деревни к деду: там ставьте сэргэ по всем обрядовым канонам вашего рода, семьи, улуса — возрождайте память своих предков!
Асфальтовые саха — потеряли окончательно связь с родным аласом? Ставьте деревянные сэргэ в Үс Хатыҥ! Можно скинуться деньгами — договориться с землячеством улуса, поставить где нибудь рядом или в Үс Хатыҥ.
А так сэргэ на площади Ленина это же образ сэргэ. Современная интерпретация традиционной культуры. Мост проложенный от нас, цифровых саха — аласным саха, к нашим предкам. Те кто возбухают что де вот то не то, это не это — их тоже можно понять, защитная реакция: всё новое — плохо, всё чужое — это зло. Так люди пытаются упорядочить и вписаться в Большой Мир, пытаются создать иллюзию контроля того, чего не могут контролировать.
Ну и в догонку процитирую свою мудрую коллегу палеоэтнографа: если к сэргэ не привязывают лошадь — значит это не сэргэ.