Григорян Грант Арамович — советский композитор, внесший огромный вклад в развитие профессиональной якутской музыкальной культуры. Член Союза композиторов СССР (1954), заслуженный деятель РСФСР (1958).
Родился 13 апреля 1919 г. в г.Сухуми. В 1939 г. закончил Бакинское музыкальное училище. В 1940-1947 гг. служил в Ансамбле песни и пляски 1-й Дальневосточной армии. Во время военной службы был востребован в качестве скрипача и композитора. Заинтересовался самобытными музыкальными культурами Китая, Кореи, Монголии. В 1952 г. завершил обучение в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского как композитор (класс профессора Е.К. Голубева). По рекомендации своего армейского друга, якутского певца Л. Попова, приехал работать в Якутию, где прошел самый плодотворный период его творческой жизни (1953-1962).
Грант Григорян стал первооткрывателем, давшим якутскому народу высокохудожественные образцы оперы, оперетты, оратории, симфонической, вокальной и камерно-инструментальной музыки. Во многих жанрах он открыл новые рубежи, на долгое время ставшие ориентирами для последующих поколений якутских композиторов.
Приехав в нашу республику в 1953 г. и прожив в ней всего девять лет советский композитор Грант Григорян успел сделать удивительно много. Познакомиться и полюбить традиционную музыкальную культуру якутского народа, впитать её интонации и воплотить их в своём творчестве. Грант Арамович Григорян заложил основы для последующего развития целого ряда жанров якутской профессиональной музыки, воспитал плеяду якутских музыкантов, сделал пионерские шаги в изучении музыкального фольклора народов Якутии, фиксации и популяризации лучших его образцов.
Вполне правомерно возникает вопрос: «Что побудило южанина приехать в такую даль и посвятить свою жизнь становлению музыкальной культуры северной республики?» Известный композитор Родион Щедрин, учившийся вместе с Грантом Григоряном в Московской консерватории, писал по этому поводу следующее: «Если хотите, это был своего рода вызов быту, благополучию, мещанству. Спор с самим собой и со всеми нами, чья музыкантская судьба сложилась иначе. В силу необыкновенной художнической и человеческой честности, он и не мог себе позволить, как некоторые его коллеги, уподобиться бабочке, снявшей мёд с цветов национальной культуры и упорхнувшей обратно, домой. Он хотел выяснить для себя всё до конца, начал докапываться до истоков якутской музыки. На это, разумеется, ушли годы. Конечно, они не пропали даром — Григорян многое успел сделать для далёкой северной республики и как композитор, и как педагог, и как исследователь…». Я бы к этим словам большого музыканта добавила — «… и как человек». По воспоминаниям современников Грант Арамович был человеком с чистой душой, добрым сердцем и непосредственным восприятием окружающего мира. Если бы Грант Григорян не обладал названными качествами, то смог бы он с таким пониманием, щедростью, отзывчивостью работать на нужды молодого, зарождающегося профессионального музыкального искусства ранее не известного для него народа, обучать и воспитывать его молодёжь, отдавать все силы, жар своей души служению своей второй — северной родины? Человеческий поступок Гранта Арамовича Григоряна как самобытной личности, талантливого композитора можно назвать самоотверженным поступком, гражданским подвигом во имя якутской музыки и национального искусства республики.
Среди его произведений следует назвать оркестровые сочинения — «Якутские эскизы» (1959), две оркестровые пьесы на эвенкийские темы «Импровизацию и якутский танец» (1954), концерт для скрипки с оркестром (1955), «Монгольская сюита», увертюра «Хоро».
Он является автором лирической оперы «Лоокуут и Ньургусун» (1959), оперетты «Цветок Севера» (1962), оратории «Якутской праздничной» (1955), балета «Камень счастья» (1967), а также большого количества камерно-вокальных произведений и обработок народных песен.
Инструментальная музыка Гранта Григоряна представлена циклом прелюдий для фортепиано «Размышления на берегу Лены» (1961), фортепианным циклом «Маленьким якутским музыкантам» (1958) и другими произведениями.
Несомненно, постижение основ якутского музыкального материала пришло Гранту Григоряну не только и не столько в тиши рабочего кабинета, а в постоянных поездках, экспедициях в районы республики, в общении с простыми людьми, доверявшими любознательному композитору и не только свои самые сокровенные мысли, но что не менее важно — уникальные напевы, полученные ими в наследство от отцов и прадедов.
Интерес к фольклору — не только якутскому, но и эвенскому, эвенкийскому, юкагирскому, фольклору русских старожилов и других народов республики позволил подойти к собираемому интонационному материалу и с научных позиций. Так были изданы сборники народных песен и песен самодеятельных авторов. Он ещё успел застать те архаичные пласты древних культур, которые уже во многом утрачены в наши дни. Его исследовательское чутьё позволило заглянуть на многие десятилетия вперёд, и вряде вопросов предопределить формирование якутской музыкальной науки.
Большое внимание Грант Григорян уделял воспитанию молодых музыкантов. Среди них назовём имена К. Мегежекского, Т. Стручкова, З. Винокурова, О. Ивановой-Сидоркевич, Ф. Аргунова, В. Зырянова, М. Константиновой, А. Чахова и других. Он умел найти индивидуальный подход в работе со своими учениками, увидеть в каждом из них интересную личность. Занятия с Грантом Арамовичем позволили им овладеть основами музыкального искусства, стать хорошими специалистами и повсеместно способствовать развитию музыкальной культуры родной республики.
Благодаря энтузиазму и энергии Гранта Григоряна в Якутском музыкальном училище было открыто отделение теории музыки. Он стал его первым заведующим (1955). Отделение воспитало известных якутских композиторов и музыковедов, которые уже в наши дни определяют высокий уровень развития музыкальной культуры в нашей республике.
Формируя индивидуальный композиторский почерк, базирующийся прежде всего на якутской музыкальной интонации Грант Арамович стал одним из основоположников, законодателей национального стиля якутской композиторской музыки. Он сумел постичь внутренние законы якутского народного музыкального творчества, вошёл в глубинные слои национального музыкального мышления, в совершенстве овладел лексиконом нового для него музыкального языка, продемонстрировав последующим поколениям якутских композиторов технику, приёмы работы с народным материалом, возможности широкого претворения его характерных интонаций.
Т.В. Павлова-Борисова.