Но сначала чуть отклонимся от темы.
Сегодня через Заложное озеро, которое в михальчуковские времена обозвали Теплым, можно переправиться по трем мостам. Не без проблем это предприятие проходило в старом Якутске. Городской дамбы тогда не существовало и по весне Лена широко разливалась по всей Туймааде.
На старинном фото 1915 года жители города переправляются с заложной части Якутска. На том берегу возвышается двухэтажная коробка мужской прогимназии. Комплекс зданий прогимназии и стоящего за ним по Полицейской (ныне ул.Ярославского) дома реального училища для нашего города уникален.
До 1867 года этот участок принадлежал Российско-Американской компании. После продажи Аляски РАК свернула свою деятельность и в начале 70-х годов XIX века все постройки были переданы в дар городскому управлению. Рядом со зданием прогимназии по улице Логовой были построены два дома для его преподавателей. Их на снимке не видно. А слева в снесенном, к сожалению, строении, где сейчас располагается жилой дом с различными офисами и торговым центром на первом этаже, проживал священник Николай Аркадьевич Лебедев.
На снимке видно его подворье и часть большого дома. Лично я это строение еще хорошо помню. Так вот Лебедев известен тем, что его младшая дочь Елизавета в Петербурге, где она получала высшее образование, примкнула к террористической группе, называвшей себя летучим боевым отрядом партии социалистов-революционеров. Участвовала в организованном эсерами убийстве графа Кутайсова, подготовке покушения на великого князя Николая Николаевича и министра юстиции Ивана Щегловитова.
В начале февраля 1908 года по доносу знаменитого провокатора, сексота Азефа террористы были арестованы. При аресте у троих из них были найдены бомбы.
Под суд были отданы девять человек, смертные приговоры были вынесены семерым, в том числе Елизавете Лебедевой. Петербургскому военно-окружному суду много времени на разбирательство не потребовалось. 17 февраля 1908 года приговор через повешение был приведен в исполнение.
Эта казнь получила в обществе огромный резонанс. Популярный тогда писатель Леонид Андреев написал вслед экзекуции прогремевшую на всю Россию повесть «Рассказ о семи повешенных». Всеволод Лебединцев, руководитель отряда, выведен в ней под именем Вернера, прототипом Муси стала Лидия Стуре, прототипом Тани Ковальчук – Елизавета Лебедева…
Начальник Петербургского охранного отделения Герасимов вспоминал: «Потом мне говорил прокурор, официально по своей должности присутствовавший на казни террористов: «Как эти люди умирали… Ни вздоха, ни сожаления, никаких просьб, никаких признаков слабости… С улыбкой на устах они шли на казнь. Это были настоящие герои…»
Вот такая история.