Чтобы понять масштаб свершившегося, а включение в лонг-лист престижной мировой кинопремии – это уже событие, надо понять, что собой представляет премия «Золотой глобус» (англ. Golden Globe Award).
Это американская премия, присуждаемая Голливудской ассоциацией иностранной прессы с 1944 года за работы в кинофильмах и телевизионных картинах. Премия «Золотой глобус» вручается каждый год в январе по результатам голосования примерно 90 международных журналистов, живущих в Голливуде.
В свое время премией были награждены такие звезды мировой величины, как Мерил Стрип, Джек Николсон, Фрэнсис Форд Коппола, Дастин Хоффман, Ширли Маклейн, Розалинд Рассел, Оливер Стоун и другие. «Золотой глобус» завоевывали картины «Пролетая над гнездом кукушки», «Кабаре», «Доктор Живаго», «Звезда родилась», «Багси», «Титаник», «Чикаго», «Ла-Ла Ленд» и другие.
* * *
«Благодаря Asian World Film Festival мы теперь в лонг-листе «Золотого глобуса»», — написала на своей странице в сети режиссер Любовь Борисова.
Всего в лонг-лист номинантов премии попали более 90 фильмов на иностранном языке из 65 стран мира. Шорт-лист будет объявлен 9 декабря. Церемония вручения наград пройдет 5 января 2020 года в Лос-Анджелесе (США).
Осталось ждать недолго.
Предлагаю вашему вниманию мини-рецензию, которую я написал сразу после якутской премьеры картины.
ДЫХАНИЕ ВЕЧНОСТИ
Очередной успех якутского кинематографа на 41-м Московском международном кинофестивале стал очевиден уже в первые дни работы киносмотра, когда уважаемый в России и хорошо известный якутянам российский гуру большого экрана Кирилл Разлогов сказал, что вряд ли второй год подряд якутская картина завоюет главный приз. Патриарх отечественной кинокритики как всегда был честен – это была простая констатация очевидного факта. Напомню читателям, что именно он заявил в прошлом году, что на «Оскар» от России выдвинут картину «Собибор», хотя он предпочел бы видеть там якутский фильм «Царь-птица». То, как Кирилл Эмильевич отзывался о ленте Любови Борисовой – без никаких снисходительных ноток на режиссерский дебют, на то, что эта картина сделана в дальнем от Москвы и Питера регионе, сразу поднял рейтинг якутского фильма. Думаю, что не только в моих глазах.
Вот, например, одна рецензия: «К радости поклонников отечественного кинематографа приз зрительских симпатий в этом году достался российскому фильму: победу праздновала Любовь Борисова и ее картина «Надо мною солнце не садится». Победа в этой номинации дорога тем, что это единственная награда, судьбу которой решает не профессиональное жюри, а обычные зрители. Трогательный якутский фильм о старике и юноше не оставил никого равнодушными: зрители выходили из зала со слезами на глазах. Критики дали картине восторженные отзывы, порекомендовав ее к обязательному просмотру. «Это искреннее, сияющее чудо от первого до последнего кадра», — отметили зрители. Фильм «Надо мною солнце не садится» помимо Приза зрительских симпатий получил еще три престижные награды в рамках ММКФ. Картина покорила сердца азиатских критиков NETPAC, назвавших ее лучей, а также стала лауреатом премии «Ключ к сердцам зрителей», присваиваемой интернет-ресурсом ПрофиСинема».
После того, как вчера увидел картину на большом экране, просто нет слов. Одни эмоции. Теперь понимаю, почему с огромным отрывом якутская лента завоевала приз зрительских симпатий и приз кинокритиков. Люба Борисова изначально писала сценарий под Степан Петрова – о нем сказано столько много, что повторяться не буду. Вот достаточно яркий пример: «Фильм к претензиям в легкомысленности очень уязвим. Щадить и защищать его я не буду, хотя якуты вполне достойны того, чтобы вообразить себе в кино слезливый мир, полный наивной нежности и нежной наивности. Хорошего отношения особенно достоин артист Степан Петров, который снялся пока только в двух фильмах (из известных за пределами Якутии), но ему нужно успеть поскорее выдать какое-нибудь государственное звание вроде заслуженного артиста, пусть даже хотя бы только Республики Саха. Именно он для меня и тех редких зрителей, которые следят за якутским кино извне, — символ этой скромной индустрии, тонкий, ветхий актер, способный сходу заменить дедушку не только экранному мальчику, но и заэкранному зрителю. Как Вечный дед из «Сибириады» Кончаловского, он живет где-то там далеко в лесу, и встреча с ним каждый раз облагораживает и восхищает. Вот хотя бы ради еще одной роли Петрова стоило снимать и смотреть эту картину».
Правда, здорово сказано!
А вот наш новый актер Иван заслуживает отдельных слов. Хочу подчеркнуть, что режиссер и оператор поняли, что он может играть «лицом». Этот дар дан не всем актерам, но Семен Аманатов понял, что таким даром надо пользоваться – его крупные планы, по десять – двенадцать секунд, где на экране только лицо и где Ваня выражает эмоции лишь глазами – это настоящий шедевр якутского кинематографа. Боюсь перехвалить мальчика, но эти кадры достойны мировых картин.
Кстати, орел для якутов, как и для многих народов мира, является священной птицей, кроме того, у саха он олицетворяет солнце, которому поклонялись наши предки. И потому глубоко символично, что в названии двух первых якутских триумфаторов Московского международного кинофестиваля присутствуют эти слова – «Царь-птица» и «Надо мною солнце не садится». Хотя, конечно, автор последнего фильма – Любовь Борисова, вряд ли думала о подобном символизме.
Фильм однозначно состоялся, это огромное событие для якутского кинематографа – это наш грандиозный успех, и надо, чтобы в этом году Якутский международный кинофестиваль обязательно был проведен.Браво, Любушка! Ты доказала всем, что якутское кино – это всерьез и надолго.
Алексей АМБРОСЬЕВ – Сиэн МУНДУ.
Писатель, переводчик, публицист.