Согласно «Повести временных лет», князь Владимир принял крещение в Крыму в византийском поселении Корсунь. После этого православие стало государственной религией киевской Руси. Князь Владимир приказал уничтожить в русских городах языческие святилища, организовал крещение киевлян, а позднее и остальных жителей Древнерусского государства. В 991 году (по другим сведениям - в 996 году) в Киеве была учреждена митрополия, подчиненная Константинопольскому патриархату, а в других русских городах (в частности, в Новгороде) были установлены епископские кафедры, сообщает ТАСС.
Крещение способствовало расцвету культуры, распространению грамотности и книжности, развитию иконописи и других форм искусства, а также зодчества: в конце Х века на Руси началось строительство первых каменных и деревянных церквей. В целом процесс христианизации Древней Руси завершился к XII-XIII векам.
По мнению историков, принятие христианства Владимиром было обусловлено как его личными духовными исканиями, так и рядом внутри- и внешнеполитических причин. Язычество не устраивало князя в качестве государственной идеологии, так как противоречило идее централизации власти. Кроме того, принятие христианства позволяло ввести Русь в число ведущих европейских держав своего времени и значительно повысить ее международный статус. Также историки отмечают, что к принятию христианства Владимира могла подтолкнуть память о его бабушке по отцовской линии, княгине Ольге, которая крестилась в Византии в 950-х годах, став первой христианкой на киевском престоле.
Что же касается православия в Якутии: в XVII веке царь Михаил Федорович повелел послать в «Якольску землицу» батюшек: «дву черных да дву белых да диакона». С тех далеких времен якуты стали ходить в церковь, креститься и венчаться.
«Якутская область есть нечто особенное», – сказал в своё время апостол Сибири и Америки Иннокентий (Вениаминов). История православия на Севере, по словам кандидата исторических наук Инны Юргановой, уникальна. Священники здесь были не только духовными пастырями, но и первыми учителями, агрономами, третейскими судьями и врачами, а храм выступал в роли культурно-информационного центра, где можно было узнать о событиях в стране и мире. Первые школа, книга и газета на якутском языке связаны с деятельностью церковных учреждений. Духовенство занималось этнографическими и лингвистическими исследованиями. Достаточно назвать хотя бы одно имя – о.Димитриана Попова, по выражению Святителя Иннокентия, «золотого человека переводов».
Православие в Якутии не встретило открытого сопротивления, как это было в Бурятии и Средней Азии. Это объясняется традициями язычества, которое исповедовало местное население.
Суровый климат, огромные расстояния между населёнными пунктами, сообщение между которыми было только по воде или зимнику, малая плотность населения, отдалённость от центра, влияние шаманизма, языковые особенности, ментальность северян – всё это накладывало свой отпечаток на процесс христианизации края.
«Что такое церковь в центральной России? Храм в самом большом селе, куда по субботам и воскресеньям ходили, одевшись во всё лучшее, мужики и бабы с детьми. У нас же церковь шла к людям. Якутские священники были миссионерами, героическими людьми, которых не останавливал ни зной, ни пятидесятиградусный мороз, ни опасность встречи с хищниками.
К середине XVIII в. территории приходов составляли уже тысячи вёрст, ко второй половине XVIII в. существовал график объезда священников своей паствы», – рассказала Юрганова.
Люди собирались к назначенному месту. Конечно, православие было госрелигией, но архивные документы свидетельствуют, что часовни строились по инициативе и на средства местных жителей, саха просили прислать к ним батюшку. Но что значит построить храм? Нужно получить земельный участок, принять на себя обязательства о выделении подвод, выплате жалованья сторожу, истопнику, содержании священника, ремонте церкви, приобретении инвентаря. И люди добровольно брали это на себя. Широко известны имена меценатов якута Степана Идельгина из Олёкминского округа, жертвовавшего огромные суммы на строительство Спасского собора в Олёкминске, купца Николая Шилова, на чьи средства возведёна Никольская церковь в Якутске, жертвовали и золотопромышленники, и простой люд.
Огромными расстояниями объясняется и тот факт, что часовен строили очень много. по словам Юргановой, бывали случаи, когда звонили из Якутского епархиального управления: мы нашли храм! Но каждый раз это была часовня. Ведь у нас часовни строились с алтарём, как церкви, т.е. в них совершался полный круг богослужения. Священник приезжал раз в год, венчал людей, уже живущих вместе, крестил годовалых детей, отпевал умерших задолго до его приезда. А в центральной России часовни обычно были придорожными, куда путник мог зайти помолиться, или кладбищенскими. Когда завершился процесс христианизации Якутии, Священный Синод в особых случаях разрешил венчание в церковные праздники, чего не было в других областях Российской империи. Послабления были и в посту, на Крайнем Севере невозможно поститься.
Как сообщили в Якутской епархии, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, 28 июля, в День Крещения Руси, во всех храмах Русской Православной Церкви в полдень по местному времени будет совершен колокольный звон.
Звон будет услышан и на Якутской земле. Во всех храмах Якутской епархии в 12:00 звонари поднимутся на колокольни, чтобы возвестить всем о радости празднуемого события.
На фото: Спасская церковь в г.Олёкминске.