Якутский фильм «Пугало» стал фестивальной сенсацией 2020 года, собрал в российском прокате более 10 млн рублей — огромную сумму для малобюджетного авторского кино, особенно с учетом утвержденной Роскомнадзором на момент выхода фильма на экраны 25-процентной заполняемости кинозалов.
Актриса Валентина Романова-Чыскыырай, сыгравшая в «Пугале» главную роль, мгновенно была признана звездой и самым ярким открытием. Открытая, улыбчивая, приветливая, сразу располагающая к дружескому общению, актриса после знакомства сама предложила перейти на «ты».
— Валентина, как получилось, что Дмитрий Данилов предложил тебе главную роль и как он объяснил тебе твою будущую героиню?
— В один летний день получаю сообщение на WhatsАpp от Дмитрия (мы не были знакомы). Пишет, что для меня есть главная роль, спрашивает: как вы на это смотрите? Отправил мне видео, как примерно должен выглядеть фильм. Пейзажи, дома и героиня (только там была славянка). Я пишу ему: отправь мне свой сценарий. Прислал текст на русском языке. Дима же русский. Я прочитала, сказала ему: «Да, я это осилю, давай встретимся, поговорим».
И без всякого кастинга, без проб он меня утвердил на эту роль. Я думаю, что фильм сам находит свою актрису. Режиссеру рассказал про меня один наш общий знакомый, который тоже снимает кино. Дмитрий посмотрел мои выступления, концерты, я ему понравилась.
— Твоя героиня тебе сразу была понятна? Кто она, что за человек, отчего так странно сложилась ее жизнь, почему к ней приклеилась кличка Пугало?
— Да, сразу. Я видела похожую на нее женщину. Да и другие странные на вид люди мне попадались иногда, я таких встречала.
— Пугало по сути своей — шаманка, колдунья?
— Нет. Она знахарка, врачевательница. У нее есть от природы сильная интуиция и энергетика. В этом ее дар, иногда он для нее опасный и мучительный, но она над ним не властна. Шаманы — совсем другое дело. Они избранники высших духовных сил. По именам их не называют, они больше любых имен. Мы их почитаем, уважаем, никогда не разговариваем на «ты», только на «вы». Когда шаман умирает, его хоронят отдельно, чтобы особенно оберегать могилу.
— У Пугала тоже как будто нет собственного имени. Но нет и уважения. Она изгой, к ней приходят за помощью только тогда, когда никто больше не берется помочь. Как создавался облик такой необычной женщины?
— Почему-то я с первой минуты знала, как она должна выглядеть. И сама подбирала для моей героини вещи из своей дачной, деревенской одежды. Фуфайку и шапку дал мой театр…
— Драматический театр?
— Театр эстрады. Я в нем уже больше 25 лет работаю. Я же певица, исполняю этно-джаз.
— Мне кажется, что есть нечто глубинное, шаманское в этно-джазе, такая музыка завораживает, вызывает особое состояние, некий транс. Как получилось, что ты стала заниматься именно этим направлением в музыке?
— Я пришла в театр сразу после окончания колледжа, училась на эстрадно-цирковом отделении. Многие мои друзья были студентами на актерском отделении, я постоянно с ними тусовалась. Ходила к ним на репетиции, экзамены, мне было интересно. И очень хотелось сыграть в музыкальном спектакле. Моя мечта сбылась. Очень скоро в Театре юного зрителя я встретила своего будущего режиссера — Сашу Титигирова.
В 2016-м мы с ним сделали моноспектакль «Кетебун», по-русски «Лечу!», я там играла и пела. Все мелодии сама сочинила. Про одинокую женщину. Ее муж ушел и не вернулся, пропал. Она верит, что он вернется. Хотя и знает, что он умер. Но мысленно себя обманывает, не хочет соглашаться с тем, что его уже нет. Такой драматический и музыкальный рассказ о судьбе женщины. Успех был большой, мы победили в международном конкурсе, участвовали в разных фестивалях. Теперь понимаю, что этот спектакль приблизил меня к фильму «Пугало», вел к нему.
— «Якутский феномен» поразителен тем, что в Якутии за крошечные по нашим меркам бюджеты снимают разножанровое коммерческое и авторское кино, которое делает отличные сборы в прокате. В Якутии очень любят свое кино, ждут каждый новый фильм. А русские фильмы пользуются спросом?
— Конечно! Все российские фильмы в нашем регионе показывают. На премьеры билеты невозможно достать. У нас вообще народ увлекается кинематографом. Охотно смотрят всё, не только игровое кино, но и документальное, анимацию очень любят. И сериалы, конечно.
— У «Пугала» замечательно сложилась фестивальная судьба: Гран-при и приз за лучшую женскую роль на «Кинотавре», Приз зрительских симпатий на МКФ «Меридианы Тихого» во Владивостоке, премия «Вера в кино» в Норвегии на международном фестивале в Тромсё. За что еще, кроме наград, можно ценить фестивали?
— У меня появилось много новых друзей — актеров, режиссеров, журналистов. Подружилась крепко с Наташей Павленковой, сыгравшей в «Конференции» очень сильную роль. Мы теперь мечтаем, чтобы появился фильм, где мы снимались бы вместе.
— Есть новые предложения от режиссеров?
— Пока нет. Думаю, пандемия помешала многим проектам. Очень надеюсь, что ситуация выправится. И получится еще сыграть в якутском кино, а может и не только.
— «Пугало» снимали далеко от Якутска?
— От центра 300 км, далекий район. По-нашему — улус, так у нас районы называются.
— Верно ли, что всех остальных персонажей, которые появляются в фильме, сыграли местные жители?
— Так и есть. Народ Саха, каждый человек у нас — очень талантливый. Могут рисовать, играть, танцевать. Любят творчество. Ставят спектакли, классику. В улусах есть народные театры, они «соревнуются» между собой. Найти подходящих исполнителей для кино было не так уж трудно.
— Расскажи о своей фамилии — наполовину якутской, наполовину русской. Как так получилось? Фамилия твоя или мужа?
—Фамилия Романова моя. В Якутии многие издавна носят русские фамилии. А к фамилии Романова двадцать лет назад я сама добавила свой актерский псевдоним Чыскыырай, это означает «творящая звук». Мой муж Станислав Парфенов это одобрил, ему понравилась моя двойная фамилия. Станислав умер недавно, 25 января. Онкология его сгубила, вылечить не удалось. Это огромное горе для нашей семьи.
Когда я получила предложение сыграть Пугало, мы с ним уже знали, что диагноз у него совсем плохой, четвертая стадия рака, но не теряли надежды, что справимся с болезнью. Слава наш был, местный, из Якутии. Двадцать два года мы прожили вместе в любви и согласии. Он был удивительно одаренный музыкант-перкуссионист, играл на ударных инструментах, очень светлый хороший человек.
Нашей дочке Яне уже 22. Муж мой всегда меня поддерживал в жизни и творчестве, буду продолжать в память о нем творить звук, петь, играть на сцене, сниматься в кино. Знаю, что нельзя останавливаться, творчество дает силы жить.
Беседовала Ольга Галицкая,