Вспомним, что писали классики якутской литературы о Быке Холода – Дьыл Оҕуһа, дословно переводится Бык холодного времени года, или Бык Зимы.
Алексей Кулаковский, много изучавший мифологию и верования народа саха, в научных трудах отмечает, что якуты верили в существование потусторонних сил и группирует их в Айыы, Абааhы, Иччи, Yөр и духов. Он разъяснил: «Иччи – это что-то среднее между «айыы» и «абаасы». Иччи могут делать как доброе, так и злое, в зависимости от того, как будет относиться к ним человек. Они специализировались относительно места своего пребывания и в другие области не вмешиваются».
Кулаковский относил Быка зимы к разряду иччи и писал о нем: «Дьыл оҕуһа. К разряду иччи можно отнести и Дьыл оҕуһа (Бык зимы). Это олицетворение зимы в образе быка. Якуты думают, что он ежегодно осенью выходит из Северного Ледовитого океана и несет с собою холод, голод, нужду и т.п. Весною к Афанасьеву дню у него ломается один рог, а ко 2-му Афанасьеву – второй рог. Умирает ли он весною, или уходит обратно в океан – об этом якуты позабыли или не знали.
Для иллюстрации понятия об этом быке приведу слова певца: «Бык зимы выходит из океана с туманным дыханием, в заиндевелой дохе, с ледяным носом, с очами, словно проруби, с предлинными звонкими рогами, с туловищем, заслоняющим солнце, с морозом в подмышках, с утренниками в пахах, с вьюком из болезней, тороками из простуды…», - вот таков образ Быка Зимы, обрисованный Ексекюлээх.
Такие понятия существовали изначально у саха. Потом, конечно, образ видоизменился, появились сказки, современные поверья. Но символы в древних верованиях неизменны. Бык зимы существует в виде не очень позитивного символа и образа, носящего в себе болезни и нужду, образ из темной стороны мироздания.
Образ быка имел во многих древних верованиях и мифах разных народов также оттенок темной стороны мира.
В Древней Месопотамии, в древнеиранской и в ранней древнеиндийской традициях Бык - образ лунного божества. Бык олицетворял темную сторону мироздания, скрывающую в себе тайны смерти и небытия.
В Шумере и Аккаде бог луны Син представлялся в виде синебородого Быка.
Вспомним еще Критское чудовище с головой быка – Минотавра, пожирающего людей и заключенное царем Миносом в лабиринт.
И знаменитый библейский Золотой Телец – символ отступления от истинного Бога и Света.
В Средневековье сатана, дьявол, Люцифер приобрели рогатый, хвостатый, с копытами образ, напоминающий быка, потом превратившегося в козла.
Древнейшее представление борьбы Света и Тьмы, Жизни и Смерти сохранилось в боях с участием быков – корриде.
В символике корриды также заключена идея борьбы между жизнью и смертью. Тореадор олицетворяет Солнце (жизнь), его костюм – сверкающий, богато украшенный золотом, яркий – символизирует силы добра, а бык – смерть. Поэтому каждый поединок тореадора с быком - это борьба жизни и смерти. Все зрители бурно поддерживают тореадора, участвуя в этом поединке. Бык же стремится одолеть жизнь, подцепив соперника на рога.
Аналогичное значение имел и образ Быка Зимы в древней мифологии саха.
Может ли быть такой символ брендом Якутии?
Варвара КОРЯКИНА,
г.Нерюнгри.