В проповеди, в предверии Великого Поста, владыка Роман отметил, что слушая сегодняшнее евангельское повествование о грядущем Суде Божьем и задумываясь о собственной духовной жизни, мы обратим внимание, что все действия в ней, кроме того, что они совершаются для нашего собственного спасения, носят еще и социальный характер. Вне общества, в котором мы живем, немыслим наш личный духовный подвиг и наше восхождение. Господь спросит: «Что ты сделал для ближнего? Разделял его скорби? Значит, будешь с Богом, в Царствии Небесном. Был замкнут на себя, игнорировал проблемы своих ближних? К сожалению, идешь в ад».
Социальное измерение есть и у поста. В пост мы ограничиваемся в пище. Строгие подвижники — больше, миряне — ослабленно. Но если рассматривать эти ограничения вне пользы для ближних, то они останутся диетой. Есть хорошие диеты, позволяющие стать здоровее, стройнее, активнее. Но они нужны только нашим телам, нашему здоровью, только мне. А в духовной жизни не бывает такого огромного места своему «я».
Мы не должны из постных запретов устраивать культ. Конечно, можно с огромным рвением попытаться исполнить древние и не для нашего Севера написанные предписания, питаться свежими овощами и морепродуктами — и видеть, как у моего ближнего нет средств на картошку!
Это не пост, это гордыня. Церковь учит, что, говея, мы должны высвободить средства, чтобы позаботиться близким. Лучше мы купим картошку и себе, и голодному соседу — тогда это будет настоящий пост.
Святитель Иннокентий говорил, что рыба в наших условиях — постная пища, и не позволял отказываться от нее в Святую Четыредесятницу. И я тоже призываю вас: не делайте культа из пищевой стороны поста! Не сводите его к ограничениям в еде! Главное дело в Великом Посту — духовное очищение, молитва, частое посещение храма Божьего, чтение Священного Писания и, конечно — добрые дела для наших ближних, особенно тех, кто находится в скорбях, бедности и трудностях.