«Думаю, ученые, которые сейчас работают над клонированием мамонта, рано или поздно преуспеют в этом», — считает Лисбет де Селар. Она живет в Бельгии, ездит по всему миру и снимает документальные фильмы.
Идея снять фильм о Якутии и мамонтах появилась у Лисбет пять лет назад. В 2014 году она написала сценарий своей будущей документальной картины Incognito (рабочее название фильма — от ред.) и смогла найти финансирование для своего проекта, который снимается для кинокомпании Minds Meet. За пять лет Селар четыре раза приезжала в Якутск.
Лисбет де Селар — режиссер документального фильма Behind the Redwood Curtain, вышедшего в 2013 году. В картине, посвященной Редвудскому лесу в Калифорнии, как и в Incognito, раскрывается тема сложных взаимоотношений природы и человека. Фильм был отмечен на международных фестивалях в Европе, США, Южной Корее. Сейчас Лисбет работает над картиной о Якутии и фильмом California City.
«Когда я только начала изучать эту тему, то прочитала множество статей о Якутии, Крайнем Севере и ученых, которые занимаются изучением останков мамонтов, — рассказала News.Ykt.Ru режиссер фильма. — Во многих материалах упоминалось имя Семена Григорьева (заведующий Музеем мамонта СВФУ, кандидат биологических наук, вместе с учеными из Кореи работает над проектом по клонированию мамонта, — от ред.). Я просто написала ему по электронной почте. Позже мы с ним встретились в Якутске во время одной из моих поездок. Он замечательный человек, профессионал своего дела. И в итоге Семен стал одним из главных героев нашего фильма».
Наряду с Семеном Григорьевым главными героями фильма стали два брата из села Казачье и легендарный косторез, мастер ледовых скульптур Федор Марков.
Центральной сюжетной линией Incognito станет история двух братьев — жителей тундры, которые отправились на охоту за оленем. Авторы проекта говорят, что решили поэкспериментировать и немного отступили от канонов жанра документального кино. В фильме будет неожиданный поворот сюжета, который сильно удивит зрителей.
«Путешествовать по Якутии зимой намного легче, чем летом»
Лисбет де Селар приехала в Якутию в начале августа вместе с линейным продюсером фильма Гертом Вербовеном и оператором Джонатаном Ваннином.
В Бельгии Герта Вербовена знают как основателя и руководителя продюсерского центра Mountain View, который сотрудничает с авторами артхаусных фильмов и независимого документального кино.
«Мы не работаем на BBC, National Geographic или другие крупные каналы и компании, — рассказал News.Ykt.Ru Герт Вербовен. — Это дает нам возможность не подстраиваться под чужие требования. Поэтому мы можем рассказать и показать нашу историю именно такой, какой мы ее видим».
Почти месяц бельгийцы вели съемки в северных районах Якутии. Они побывали в Батагае, Усть-Куйге и Казачьем, много ходили пешком и сплавлялись по рекам.
— В фильме несколько главных тем — местные жители, природа, мамонты и якутская мифология, — объясняет Лисбет. Она не скрывает, что устала после месяца путешествий по северу Якутии. — Все эти темы тесно переплетены в картине.
-Какие были сложности во время съемок?
— Якутия — удивительно красивое и живописное место, но здесь действительно суровые климатические условия. Хотя мы вели съемки в августе, было холодно. Было еще непросто сплавляться по рекам: местами течение было очень сильным. Везде нам помогали местные жители — очень гостеприимные, добрые люди.
-Туристы-экстремалы часто говорят, что в Якутию лучше приезжать зимой, в трескучие морозы. Почему вы решили снимать летом?
— Я приезжала в Якутию и зимой — в феврале, когда были 45-градусные морозы. Ездила в Батагай. Это были непередаваемые ощущения: мороз, везде снег. Но путешествовать по Якутии зимой, кстати, намного легче, чем летом. Все реки замерзают, и не нужны ни паром, ни моторки.
И все-таки я решила снимать именно летом. У всех Якутия ассоциируется именно со снегом и холодом, а мне хотелось показать ее с другой стороны. Чтобы зрители увидели, как здесь красиво летом: это и цветущая тундра, и реки, и птицы. Сложно передать эту красоту и все эти цвета, если вести съемки зимой.
-Вы упомянули, что одна из главных тем фильма — мамонты. Что думаете о планах корейских и якутских ученых клонировать мамонта?
— Мы не ставили перед собой задачу оценить исследования ученых. Я не могу однозначно заявить, что это хорошо или плохо. Мы лишь отражаем точку зрения ученых на этот вопрос и рассказываем историю о Семене [Григорьеве], о том, как он ищет останки мамонтов для своих исследований.
Сейчас наука развивается очень быстро, и это порождает множество вопросов и дискуссий. Один из самых актуальных в будущем вопросов: как можно будет использовать современные технологии, чтобы они приносили людям еще больше пользы?
-Как думаете, у ученых получится клонировать мамонта? Или это так и останется чем-то из области фантастики?
— Думаю, у ученых рано или поздно получится. По крайней мере, хочется верить в это. Они вложили в эти исследования действительно много сил и времени.
-Когда мы сможем увидеть фильм?
— Параллельно с этим проектом я работаю сейчас над фильмом о Калифорнии. Думаю, мы завершим работу над Incognito в следующем году. Сразу же отправим заявки на фестивали. После фестивальной премьеры мы сможем выйти с этим фильмом на европейские телеканалы.
Специально для бельгийского фильма косторез Федор Марков изготовил композицию из мамонтовой кости — фигурки двух братьев-северян. «Существует много проблем, связанных с добычей мамонтовой кости. И чем больше об этом говорят, тем выше шанс того, что все эти давно наболевшие вопросы решат», — поделился мнением мастер.