— Юрий Степанович, я знаю, первое, что вы сделали после назначения – собрали большое совещание со всеми деятелями культуры…
— Вы, Наталия, ошибаетесь (улыбается)… Вернее, да, такая встреча была, но одним из первых моих мероприятий стало знакомство с коллективом Театра Олонхо во время очередной репетиции. А проходила она в комплексе «Россия — Моя история». Затем было участие в жеребьевке в Высшей школе музыки среди виолончелистов и юных солистов оперы. Ребята отбирались на конкурс имени Петра Чайковского. Там познакомился с юными талантами и преподавателями, был приятно удивлен, что даже в воскресный день был настоящий аншлаг.
— А на спектаклях в театрах часто бываете?
— Да, стараюсь. Например, сразу после назначения посетил «Гиганты горы» Луиджи Пиранделло в Саха театре, который как раз посвящен роли искусства в нашей жизни. Тогда конкурсная комиссия «Золотой маски» смотрела наши постановки. Я специально пригласил членов правительства республики, свободных в этот вечер, чтобы они пришли и поддержали артистов. Буду и впредь стараться, чтобы руководители крупных ведомств, министерств, депутаты, мои коллеги чаще ходили в театр. В Год театра, я думаю, каждый сходит.
— То есть и во второй день на спектакль «Мой друг Гамлет» режиссера Сергея Потапова ходили?
— Я сидел в зале рядом с председателем комиссии премии «Золотая маска». Если честно, сначала я не совсем воспринимал постановку — что за хаос происходит на сцене? Все в одном: Гамлет, гонконгское кино, 1600 год. А потом чувствую, что вместе с залом реагирую на все происходящее и даже подпеваю главному герою! И в какой-то момент спектакль отозвался во мне. Эта пьеса говорит об актуальных жизненных вопросах. И не важно, когда жил герой — волнующие его темы живы.
Анатолий Павлович Николаев – директор театра, мудрый человек, он конкурсную комиссию в некотором смысле погрузил в атмосферу постановки, в которой присутствует много якутских мотивов. Например, перед спектаклем членам жюри дали попробовать якутский суп из потрохов, который есть в постановке. Так и вышло, что они попробовали все на себе уже в реалиях нашей жизни.
— Еще одна значимая новость последних дней – возвращение спектакля «Созвездие Марии» в репертуар Русского драмтеатра. Были?
— Я видел премьеру в Москве. Но сейчас обязательно схожу в один из показов. В Русском театре из премьер смотрел чеховскую «Чайку» режиссера Елены Корниловой-Мягкой. И более того, совершил для себя своеобразный «подвиг» — взял внука, он учится в седьмом классе. Ему было, может быть, и тяжеловато, но он просидел все три часа со мной, все понял и в финале спросил: «Дедушка, когда мы пойдем в театр в следующий раз?». Сейчас планируем в Русский драмтеатр на «Капитанскую дочку» Пушкина в постановке Андрея Борисова сходить.
— После назначения на пост министра вы с Андреем Саввичем Борисовым встречались?
— Конечно. Только не после назначения, а до.
— Почему?
— Знаете, прежде чем взять на себя ответственность – возглавить министерство, я посоветовался с людьми из отрасли, которые посвятили ей много лет: государственным советником Андреем Борисовым, директором Русского драмтеатра Александром Лобановым, директором музея Егором Спиридоновичем Шишигиным, с Натальей Ивановной Харлампьевой из Союза писателей встречались. Когда мы с Борисовым и Лобановым сидели втроем разговаривали, Андрей Саввич сказал мне очень важные слова напутствия.
— Любопытно — какие?
— Что это хорошо, что я — не режиссер в глобальном смысле этого слова, а опытный управленец, потому что нашему большому, так скажем, «спектаклю» необходим хороший администратор и директор. И роль министра культуры в этом. У меня ведь, действительно, за плечами именно управленческий опыт на разных должностях. И я понимаю, что необходимо принимать взвешенные решения.
— Сложная роль…
— Наверное. Есть очевидная философия – жизнь идет, но когда-то все-равно кончается. И если тебе дали ответственную миссию, надо пытаться сделать так, чтобы ответить на вызовы времени. Ведь наше министерство находится в авангарде инновационного развития огромной территории с самобытной культурой. Любая принципиально новая идея до своего воплощения находит первое отражение в искусстве: именно здесь появляется ее образ, который постепенно, обретая предметные черты, превращается уже в движения, звуки и слова. Далее новые ценности и смыслы переходят в науку и образование. Так формируется сознание общества.
— Впереди Год театра. Какие события будут ждать зрителя?
— Открытие по всей России будет в один день — 13 декабря. Мы распахнем двери во все театральные учреждения Якутии, а у нас 10 профессиональных театров и 53 народных. Уже 25 декабря состоится торжественная передача нам эстафеты от Минмолодежи, от Года волонтера.
— А в долгосрочной перспективе?
— В следующем году центральным событием станет 27 марта – День театра. В десятый раз мы проведем фестиваль «Желанный берег», примем участие в федеральном проекте «Театральный марафон», который уже объявлен Ольгой Голодец и стартует 19 января во Владивостоке. Мы уже участники «Золотой маски» со спектаклем Сергея Потапова, а Театр Олонхо уже получил приглашение на Театральную Олимпиаду. Также планируем расширить сеть гастролей. А в октябре 2019 года — провести фестиваль народных театров Якутии. Также в планах – съемки телевизионных спектаклей. Было бы ведь очень неплохо, если бы наши якутские постановки транслировались на канале «Культура». Но главная задача, чтобы каждый зритель в Якутии, а у нас только взрослых 660 тысяч, побывал в театре хотя бы раз.
— В театрах часто бывают не только премьерные проекты. Вот, например, в Русском драмтеатре есть идея создания малой сцены с детской студией, где можно было бы готовить кадры для театра, как почти 30 лет назад сделал артист Юрий Козловский, открыв театральный класс в обычной якутской школе, и выпустив нынешний костяк труппы.
— Да, я знаю об этом проекте Александра Лобанова. Я считаю, что все нужно делать своевременно. Он правильно занимается этим вопросом, и, насколько я знаю, уже претворяет его в жизнь. Сегодня есть проект по переоборудованию мастерских, расширению сети репетиционных залов, но пока есть финансовые сложности.
— Какие-то еще стройки культурных объектов будут?
— Меня недавно спросили: «Юрий Степанович, а что вы будете поддерживать: городские театры или деревенские ДК?». И это сложный вопрос. Ведь на все не хватит денег, возможностей и времени, а задач много: тот же проект малой сцены Русского театра, есть желание построить Театр юного зрителя, необходим зал для Филармонии, чтобы наши выпускники Высшей школы музыки имели место работы. Есть огромный проект по Олонхо-ленду, но надо понимать, что он требует фантастических финансовых вложений, и работать по нему надо поэтапно и много лет.
— Но работа по строительству сельских домов ведь продолжится?
— Есть решение главы республики строить дом культуры в с. Майя Мегино-Кангаласского района, строится ДК в Вилюйске. Уже ведутся работы в Горном и Усть-Алданском улусах.
— В марте 2019 года пройдет много мероприятий, посвященных Году театра. При этом ранее заявлялось, что в марте состоится Международный якутский кинофестиваль. Он в итоге будет снова перенесен?
— Это пока открытый вопрос. Считаю, что концепцию кинофестиваля надо пересматривать, имею ввиду экономическую его часть. Неправильно закладывать огромные суммы и потом пытаться найти средства в бюджете республики. Фестиваль должен быть самодостаточным, прибыльным, востребованным теми, кто может вложить в него деньги. При этом нельзя отрицать успехи якутского кино и киноиндустрии в республике. Хорошо работает «Якутская республиканская киносеть», в частности, руководитель Петр Чиряев, ими открыто уже 36 кинотеатров в республике. Это надо продолжать, развивать, ведь они продвигают не только кино, но и якутский язык. Наши кинематографисты победили на Московском международном кинофестивале.
Я был там, и в первый раз в жизни прошел по красной дорожке. Посмотрел фильм «Царь-птица» именно на конкурсном показе. Сначала было скучно, потом интересно, а далее пришло осознание, что маленькой скромной лентой ребята сказали очень многое. Зрительница, сидевшая рядом со мной, плакала. Такие работы, где признаются ценности человека и природы, необходимы. Фильм становится великим, если вызывает живые человеческие эмоции. «Царь-птица» – именно такая кинокартина.
— Юрий Степанович, и все-таки, как вас принял коллектив и о чем вы говорили на том общем совещании со всеми работниками культуры?
— На совещании я скорее слушал, что говорили руководители учреждений. Главное – взаимодействие. Будем сейчас налаживать командную работу. Рад, что попал в «праздник, который всегда с тобой». Ведь каждый день встречаюсь с очень интересными и талантливыми людьми. Думаю, мне повезло: в постпредство я пришел работать в год юбилея Якутии, а сейчас возглавил министерство культуры в преддверии Года театра в России.
Автор: Наталья Чемашкина.