В рамках фестиваля состоялся конкурс «ЭтноАксессуар». Работы 58 участников оценивало жюри во главе с Александром Гоголевым, директором Национального центра народного прикладного искусства и художественных промыслов «Симэх», заслуженным деятелем искусств РС(Я). Победителем стала Анна Семенова(Вилюйский район, Якутия).
Современные этнические костюмы, а также сценические и традиционные оценивало жюри во главе с Раушан Канапьяновой, автором и координатором проекта «Евразийский конкурс высокой моды национального костюма «Этно-Эрато», председателем координационного совета ОО «Форум женщин Евразии», членом экспертного Совета Комитета Госдумы по делам национальностей, профессором РАНХиГС, доктором политических наук.
Дипломом победителя Гран-при Третьего международного кочующего фестиваля этнической моды «Солнечный олень» награждена Татьяна Милованова, художественный руководитель Театра костюма и пластики Калмыцкой государственной филармонии за коллекцию «Стародавний век золотой». Награду победительнице вручила Яна Игнатьева - автор фестиваля «Солнечный олень», генеральный директор Дома Дружбы народов им. А.Е.Кулаковского.
Участники конкурса боролись за победу в номинациях: «Традиционный этнический костюм», «Современный этнический костюм», «Сценический этнический костюм» - всего 63 участника. Дополнительный конкурс – «ЭтноАксессуар» (выставка аксессуаров и украшений) собрал 58 мастеров. Вот что рассказали о представленных на конкурс изделиях их авторы.
Дария Ноговицына, Якутский колледж технологии и дизайна, г.Якутск:
- Мы с Розалией Дегтяревой представили коллекцию «Тайга величавая». Были разработаны сценические, творческие модели, олицетворяющие времена года: зиму, весну, лето и осень. Нас вдохновила флора и фауна прекрасной северной тайги. Каждый из нарядов воплощает ее красоту и таинственность. Были использованы мех песца, мех волка, олений камус, пряжа. Аппликации и роспись выполнены вручную. Под жилетами и накидками отдельно идут платья, передающие образы природы. На головных уборах – лед, снежинки, иней, ветки. Прежде всего, мы художники, модельеры и постарались создать не только качественную, красивую коллекцию, но и изделия ручной работы.
Валентина Гаврилова, п.Хатыстыр Алданский район:
- Представляю традиционную эвенкийскую мужскую и женскую одежду. Все девять нарядов, а это шубы, шапки, рукавицы, обувь, сумки - полностью ручная работа. Создание одного предмета гардероба иногда может длиться годами. Все начинается с добычи материала, затем следуют обработка, выделка. Традиционный костюм - это мудрость предков, гордость потомков. В одежде проявляется мировоззрение и самобытность народа.
Татьяна Милованова, художественный руководитель Театр костюма и пластики БУ РК «Калмгосфилармония», заслуженный деятель искусств Республики Калмыкия:
- В Якутске я впервые побывала в июне 2013 года во время проведения Первого евразийского конкурса высокой моды «Этно-эрато». Это было полное очарование Якутией, помимо конкурса мы побывали на Ленских столбах, увидели знаменитую реку Лену. В этот раз увидела зимний город. Морозы, конечно, впечатляют. Республика каждый раз дарит незабываемые эмоции. В фестивале «Солнечный олень» участвую с коллекцией «Стародавний век золотой», посвященной Аюке хану. Привезла малую часть – это образы ханских принцесс. Одеяния не реконструкция традиционного костюма, а подиумный вариант и дизайнерское воплощение. Два года назад начала изучать национальный костюм калмыцких княжеских родов по архивным фотографиям, хранящимся в музеях Калмыкии и Астраханской области. В итоге были созданы копии костюмов и новых стилизованных коллекций.
Валентина Бельды, мастер Межпоселенческого центра нанайской культуры с.Джари Нанайского района, член Союза художников России:
- Представляю коллекцию из рыбьей кожи (халаты, шапки, рукавицы, обувь). Шью вручную без использования машинки. Работа трудоемкая, например, халат шила в течение трех лет. Пока подберешь кожу по цвету, пока выделаешь – уходит масса времени. Прежде чем распустить рыбью кожу на лоскуты, приходится месяцами ее обрабатывать. Но мне, наоборот, чем тяжелее, тем интереснее. Кожа тайменя и сома очень толстая, ее необходимо размять до состояния мягкой ткани. В итоге получаются невероятные по красоте наряды. А из пузыря калуги варю далпо - клей. Впервые в Якутске, очень рада находиться здесь. Шикарный фестиваль, интересные наряды. Заметила, что здесь многие носят национальные украшения и одежду. К сожалению, в Хабаровском крае их надевают только на концерты.
Татьяна Бошкунова, мастер по национальным украшениям г.Горно-Алтайск:
-Участвую в номинации «ЭтноАксессуар». Привезла традиционные накосные женские украшения. В костюме алтайцев накосные украшения играют очень важную роль. Для маленьких девочек - шалтрак, шымрак, для невест - шанкы. Эти украшения служат еще и как обереги. По украшениям можно узнать о статусе, возрасте женщины. Каждая деталь и узор играют свою роль: например, есть знаки замужней женщины, символы богатства и достатка. Украшения декорировались ракушками. Изготавливаю их из лент, бархата, бисера, бус. Украшаю ракушками. В прошлом за ракушку отдавали одного быка, настолько высоко и дорого они ценились. Сейчас алтайские девушки предпочитают стилизованные украшения. Дело в том, что традиционные тяжелые, объемные. Заметила, что якутские мастера в основном делают нагрудные украшения. Они потрясающе красивы.
Таня Потапова, 7«В» класс Чурапчинской СОШ:
- Мы занимаемся в Центре детского творчества «Радость» у Альбины Семеновны Дьячковской. Под ее руководством создали наряды с применением лоскутного шитья. Также изготовили якутские аксессуары илин кэбиһэр, бастыҥа. Мы не только шьем, но и сами представляем наряды на сцене. Уверена, что фестиваль откроет много новых имен, даст дарованиям возможность раскрыть и в дальнейшем развить свой талант.
Баярма Митупова, художник-модельер Театра костюма и танца «Далитэй», член Союза художников России:
- Я начала шить очень рано, иголку держу в руках с того момента, как себя помню. Свой творческий путь я начала со стилизации, авангарда. Сейчас шью традиционные костюмы, изучаю историю, семантику узора. Ведь одежда - часть многовековой культуры бурятского народа. В Якутске представила коллекцию по мотивам легенды о девушке-лебеди, от которой появились одиннадцать родов бурятского народа. Использованы бисер, ручная вышивка, кружевной материал с национальными орнаментами. Полностью национальный крой и стиль. Головные уборы сделаны вручную, расшиты бисером, использованы металлические украшения и оторочены мехом соболя. К головному убору бурятской невесты с двух сторон на нитку из бусин нанизывают два кольца, означающих мужа и жену, и соединяются внизу также рядом бус.
Раушан Канапьянова, доктор политических наук, профессор Московского Государственного университета культуры и искусств, член Президиума совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, председатель жюри:
- Само название проекта «Солнечный олень» имеет уникальное значение. Он вобрал традиции, историю многих кочевых народов и показывает особенности этномоды Сибири и Дальнего Востока. Я думаю, что фестиваль - один из механизмов реализации Указа Президента о стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года.
Пресс-служба ДДН им. А.Е.Кулаковского.