Общие расходы на образование составляют 72 млрд рублей на образование. Из этих средств порядка 46,8 млрд — это фонд оплаты труда. 18,8 млрд рублей идет на материальные затраты. Эту сумму, которая не связана с рабочими местами и образованием, и будут сокращать.
Премьер Якутии пояснил, что главная цель реформы, касающейся сферы образования — не только экономия средств, но и повышение качества образования:
«Основная цель — не экономия государственных средств, а повышение качества госуслуг в сфере образования. Дело в том, что при росте расходов, качество образования в Якутии снижается. Если 5-7 лет назад основная часть результатов ЕГЭ в Якутии находилась в зеленой зоне, то есть была выше среднероссийских, то постепенно количество желтых и красных строчек увеличилось. Уже сейчас по всем предметам мы находимся ниже ватерлинии по стране. И такая ситуация недопустима.
У каждого ребенка должна быть возможность получения качественного образования, чтобы он смог реализоваться в современном мире. Да, у нас есть прекрасные школы и у нас талантливые дети, но при этом имеется большое количество школ, в которых несколько лет ученики не поступают в вузы, а средний балл ЕГЭ не дотягивает до минимально приемлемых результатов.
Мы не имеем права не повышать качество обучения уже сегодня. Это преступление перед детьми. Это надо сделать прямо сейчас, а то мы опоздаем.
Для этого мы и должны привести качество нашего образования к необходимым стандартам. Мы должны остаться в том же бюджете и при этом обеспечить качество. Каждый рубль должен давать максимальный эффект — такая задача стоит перед нами».
Солодов пояснил, что в последние годы наблюдается рост расходов на социальную сферу:
«Предпосылкой для решения (о реформе) стало то, что в последние годы мы наблюдали скачкообразный рост расходов на социальную сферу. Расходы на образование увеличились с 2012 года с 40 млрд рублей до 72 млрд рублей. Такой рост грозит стать неуправляемым.
После того, как в июне прошлого года правительство столкнулось с серьезным дефицитом государственного бюджета, превысившим 15 млрд рублей, было принято решение об упорядочивании сети наших социальных учреждений. Подход был обозначен в 202-м постановлении правительства.
Постановление не является догмой, прямым указанием к действиям, — отметил премьер. — Оно устанавливает подходы, в соответствии с которыми в каждом муниципалитете будет разработано свое видение развитие социальной сферы».
Солодов сообщил о сроках реформы:
«В соответствии с этими ориентирами муниципалитеты в срок до 1 сентября 2019 года должны разработать планы развития, которые будут реализованы к 1 сентября 2020 года. То есть мы имеем 1 год и 3 месяца до реализации этих изменений.
Причем реформы не закончатся в 2020 году, это будет постоянный процесс».
При этом конкретную информацию по объектам, которых ждут изменения, Солодов не озвучил:
Я не могу объявить сразу, где будет сокращено и увеличено. Эта работа будет проводиться кропотливо.
Безусловно, мы не можем бесконечно растягивать реформу, но она не будет мгновенной. Нет такого — чтобы издали декрет, и все поменяли. Мы хотим вместе, с учетом мнения населения, определить ту конфигурацию, которая будет обеспечивать повышение качества, сдерживать рост расходов и соответствовать представлениям родительского сообщества, детей о том, как они видят свое будущего с учетом возможности каждого поселка».
Он подробно остановился на некоторых вариантах решения проблем:
«Там, где качество обучения низкое, а стоимость высокая, и где есть решение транспортной доступности, мы будем предлагать главам муниципалитетов выработать подход для повышения качества обучения. Это объединение юридических лиц, определенное сокращение административно-управленческого аппарата, где количество администрации больше количества учеников. Это внедрение дополнительных механизмов для обеспечения образования, например, транспортировка детей в другую школу, так называемые интернаты и прочие форматы. Ни один ребенок не пострадает в результате нашей реформы.
Зачем нужно объединять? Речь идет об объединении юридических лиц, а не зданий и учреждений. Это позволит высвободить административный персонал — бухгалтеров, юристов, столовые. Тем самым оптимизация может быть существенной, до 30%.
Второй вариант — это образование территориальных многофункциональных образовательных комплексов. Но это уже вопрос будущего».
В конце пресс-конференции премьер сообщил, что всегда готов к разговору:
«Готов разъяснять и объяснять, вести прямые эфиры в соцсети, проводить пресс-конференции. Признаю, что много проблем и недовольств граждан связаны с непониманием того, что происходит».