На рабочей встрече во вторник, где Владимир Путин обсуждал с министром просвещения Ольгой Васильевой деятельность ведомства, был поднят вопрос организации опорных школ РАН. Ольга Васильева сказала, что в новом учебном году в стране планируют открыть более сотни школ, в которых будет реализована программа дополнительного образования под эгидой Российской академии наук. Уже готовятся образовательные программы и методические курсы повышения квалификации учителей, решается вопрос с финансированием проекта.
— Понятно, что исследователей нужно готовить со школьной скамьи, — отметил в разговоре с «Известиями» вице-президент РАН Алексей Хохлов. — Академия решила активно включиться в этот процесс, поэтому возникла идея создать базовые школы в субъектах. Речь идет именно о регионах, так как там особенно не хватает возможности дополнительного общения с ведущими учеными России. Мы надеемся, под этот проект будет получено финансирование от Минпросвещения. Кроме того, с учетом важности вопроса думаем о частно-государственном партнерстве. Думаю, что уже с 1 сентября некоторые наши предложения начнут реализовываться.
На сегодняшний день выбраны 110 школ в 32 регионах России. Больше всего опорных учебных заведений — шесть — будет создано в Московской области. По пять — в Башкортостане, Татарстане, Челябинской, Нижегородской, Новосибирской и Самарской областях. Кроме того, такие школы появятся в Мордовии, Якутии, Удмуртии, Северной Осетии и других субъектах.
Это не окончательная цифра, пояснили «Известиям» в РАН, а только те школы, которые выбраны для начала проекта. Специалисты РАН ориентировались на учебные заведения, имеющие высокий рейтинг, выпускники которых демонстрируют успехи на олимпиадах, стабильно поступают в ведущие вузы России. Также выбирались школы, расположенные рядом с НИИ или сильным университетом.
В каждом из 32 регионов был найден ученый-координатор и определены организации, которые отвечают за проект. При РАН был создан совет по реализации проекта базовых школ, куда вошли ответственные из центрального аппарата и 32 координатора. Ближайшее заседание совета, на котором будут решены многие организационные вопросы, состоится 31 мая в президиуме РАН.
Ранее Ольга Васильева заявляла, что 1 сентября планируется запустить 101 опорную школу.
Обязательное условие отбора школ — их статус, они должны быть муниципальными. Но предполагается постепенный переход этих учебных заведений на региональный уровень. Замначальника управления по взаимодействию с госорганами и научным сообществом РАН Александр Соломатин рассказал «Известиям», для чего это нужно.
— Во-первых, региональная школа сможет демонстрировать свой уровень образования и делиться опытом со всеми муниципалитетами, включая села и маленькие города, — пояснил он. — Во-вторых, региональная школа имеет возможность расширять свои ресурсы и зачислять ребенка из любого города. Муниципальная так сделать не может.
Еще одна из привилегий региональной школы — создание интернатов. Там смогут получать более высокий уровень образования не только местные дети, но и приезжие из небольших городов.