— Анатолий Николаевич, как университет справился с переходом на дистанционное обучение в условиях пандемии? С какими результатами, выводами и итогами вы выходите из этой ситуации сейчас?
— Мы перешли на онлайн-формат 17 марта, на следующий день после выхода приказа Минобрнауки России о переходе на дистанционное обучение. В течение нескольких дней увидели, что посещаемость учебных курсов составила более 200 тыс. Сейчас наши образовательные модули посещают более 300–360 тыс. раз в сутки.
Цифровые технологии помогают университету. Однако не нужно забывать, что мы в своих студентах развиваем личность, от которой будет зависеть наше общее будущее. Воспитывать в молодом человеке чувство ответственности за будущее своего региона и страны через экран телефона или монитора практически невозможно. Поэтому традиционные методы работы со студентами останутся. В прошлом году мы поставили задачу — 10–20% программ разработать в дистанционном режиме как расширение наших возможностей. При работе в таком режиме могут привлекаться специалисты, которые находятся не в Якутске. Кстати, такой пример или опыт у нас в течение последних нескольких лет имеется. Это работа с коллегами из Франции, Японии, Германии, Китая, которые, находясь в другом городе, вели определенные курсы для наших студентов. Переход к такой системе соответственно расширяет наши возможности.
Все программы сведены в программу Moodle. В конце прошлого года мы провели курсы для наших преподавателей, благодаря которым они могут создавать сетевые курсы в онлайн-формате. Это не просто демонстрация презентаций, но и возможность проведения интерактивных занятий. Работать в дистанционном режиме у нас все преподаватели умеют. Мы купили несколько лицензионных программ для всех учебных подразделений и уже сейчас делаем курсы. В этом году наши планы — создать не менее 70–75 курсов. Мы очень рады тому, что совсем недавно выиграли конкурс по разработке онлайн-курсов по гуманитарному направлению. Это следствие того, что у нас есть какой-то задел и какие-то разработки. В прошлом году более 2 тыс. студентов не только нашего университета, но и из других университетов прошли обучение по новой образовательной технологии.
Конечно, работать стало интереснее. Сейчас непонятно, какая ситуация будет в ближайшем будущем. Мы уже в апреле стали думать о том, что если эпидемиологическая ситуация продлится, то мы должны быть готовы ко всем вариантам.
— Речь идет о продолжении дистанционного обучения?
— Первый вариант — это традиционный, занятия в аудиториях. Второй — комбинированный — сочетание дистанционных и практических занятий. Также мы готовы начать следующий учебный год полностью в дистанционном варианте, в котором мы сейчас работаем. Мы не можем подвергать риску здоровье наших студентов.
Мы не хотим останавливаться, постоянно улучшаем качество наших программ. Провели аудит образовательных программ, их содержания. Работала специальная комиссия, эксперты. Эксперты — это несколько сотен наших преподавателей, которые проверяли не просто содержание, но и доступность информации, ее качество.
— Адаптирована ли приемная кампании к условиям пандемии?
— Мы начали свою приемную кампанию, как и планировали, 20 июня. В этом году приемная кампания будет растянута. Весь процесс подачи документов проходит онлайн, через личный кабинет абитуриента. Мы сделали процесс максимально удобным для абитуриента. Пакет документов можно подавать даже со смартфона. Перед разработчиками поставили задачу — сделать программу удобной. Ведь мы понимаем, что в противном случае ряд абитуриентов точно потеряем. Собеседования и творческие испытания на отдельные специальности также будут проходить в дистанционном режиме.
— Сколько студентов планируете принять в этом году?
— Контрольные цифры приема в этом году на очные программы обучения составляют 3943 места. Это более чем на 400 мест больше, чем в прошлом году. Ожидается увеличение приема по инженерному направлению — до 80 мест. Открыты новые программы по IT, художественной культуре, инвестициям.
— Ранее президент Владимир Путин подписал указ «О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока», в котором отмечена растущая роль федеральных вузов в развитии кадрового потенциала макрорегиона. В чем вы видите роль и место СВФУ для развития Дальнего Востока?
— Нам предстоит представить перед правительством РФ сильную программу развития до 2030 года и далее. Сейчас большое внимание уделяется развитию Дальнего Востока и Арктики. Мы должны способствовать социальному и экономическому развитию региона — подготовкой кадров, научными разработками. При этом важна междисциплинарная связь. Нужно, чтобы направления были между собой связаны. В планах — строительство четырех новых общежитий, спортивного комплекса. Хотим создать три больших кластера: инженерный, гуманитарный и педагогический, на которых будет основываться будущее нашего университета.
Строительство новых кампусов — это мост в будущее макрорегиона. Если медики работают в старых зданиях времен 1960-х годов, о каком развитии может идти речь? Педагогический институт также расположен в старом здании, в отдалении от университетского комплекса. Важно иметь компактное расположение кампусов. Мы хотим стать «зеленым» университетом, потому что экологическое движение у нас довольно-таки сильное.
— Анатолий Николаевич, исполнился год, как вы руководите вузом. Произошли ли кардинальные изменения?
— Сейчас у нас довольно неплохая команда, много новых сотрудников. Однако я ставлю задачу сохранить практику преемственности, ведь с нулевой точки развитие нового университета невозможно. Это команда из более 3 тыс. человек. При управлении университетом всегда обращаю внимание на мнение коллектива. Могу сказать, что я — командный человек.
Однако некоторые нюансы поменялись для того, чтобы университет мог развиваться. Мы не можем с одной структурой работать 15–20 лет. Мы не можем постоянно работать над становлением своего университета. Нужно держать лидирующие позиции и делать следующие шаги к развитию.
Беседовал Дмитрий Осипов.
Источник: ТАСС