«Мы поддерживаем данную инициативу и сегодня ведем работу в этом направлении, активно сотрудничая с предприятиями, действующими на территории нашего района», - отметил директор Нюрбинского технического лицея имени А.Н. Чусовского Аркадий Федоров.
Нюрбинская школа III ступени была открыта 13 августа 1993 года, В мае 1994 года школа стала республиканской экспериментальной площадкой по созданию региональной модели школы - технического лицея в сельской местности. А 3 марта 1997 года по указу Президента Республики Саха (Якутия) Михаила Николаева Лицей был включен в сеть Президентских школ.
«90-годы, когда президентом республики стал Михаил Ефимович Николаев, мы почувствовали, что образование становится национальной идеей. Несмотря на все трудности кризисных лет, мы ощущали прямую поддержку со стороны президента, министерства образования и общественности. И призыв создать школы нового типа для высокомотивированных детей, был принят как решительное руководство к действию» - рассказывает директор.
«Когда мы стояли у истоков открытия первых лицеев и гимназий в республике, оказались в особой ситуации: мы были самостоятельны, выбирали свой учебный план, учебники, определяли количество учебных кружков и факультативов, и это давало нам огромные возможности в работе с детьми. Начинать было очень сложно, хотя бы потому, что кроме кратких «положений», регулирующих документов не было. В действительности же отличия от обычных школ были, и прежде всего содержательные. А содержание лицейского образования в этот период определялось, скорее всего, творческим порывом учителей. Но в то же время было легче тем, что можно было учебный план варьировать по принципу «творцом своего профиля является сам ученик», - вспоминает директор лицея с 2013-2019 гг., Заслуженный работник образования РС(Я), Лауреат Государственной премии им. М.А. Алексеева по педагогике Капиталина Ефимова.
За годы работы выпущено 1106 лицеистов, из них более 60% выбрали технические специальности и в данное время многие из них плодотворно трудятся в различных отраслях республики, социально-экономических и промышленных объектах. Задача, поставленная перед школой, на сегодня выполнена, но современный этап развития общества ставит перед лицеем новые сложные задачи, решить которые возможно только при глубоком анализе имеющихся достижений и упущений, и на основе чётко спланированной деятельности.
«Создание лицеев дало возможность выбора: родителям – школы для своего ребенка, учащимся – предметов, которые хотелось бы изучать, учителям – методик и форм работы, администрации – путей преобразования образовательного пространства. Образовательные учреждения быстро избавились от иллюзии, что к ним придут только самые одаренные дети, работать с которыми будет легко и просто. Реальность оказалось сложнее. Педагогические коллективы стали искать оптимальные методы и технологии работы с сельскими детьми. Были перепробованы много учебных планов, рабочих предметных программ, учебников, методов отбора детей, подбора кадров. Но самым сложным в нашей экспериментальной работе было – изменить самого учителя, его отношение к одаренности, методике работы и поиску путей развития одаренных- вспоминают педагоги. На сегодня важно определить приоритеты в лицейском образовании: уйти от представления о лицейском образовании, как о предпрофессиональной подготовке, рассматривать лицей как институт общего развития человека. Мне хочется выделить 3 основных простых принципа. Это в первую очередь, развитие индивидуальности ребенка. Не нужно стремиться всех сделать одинаково хорошими, пусть дети будут хорошими по-разному. Одного мы хвалим за успех по физике, а другого - за умелые руки. Во- вторых, школа должна быть открытой в мир и для мира. В лицее должно быть всего много: спортсменов, научных исследователей, художников, артистов. И в третьих, лицей – это не подготовка к жизни, а сама жизнь. Здесь должна быть атмосфера праздника и деловой игры. Наша задача – дать больше свободы лицеистам», - убеждена Капиталина Афанасьевна.
Опытный педагог считает важным внедрить в республике Региональный исследовательский центр переподготовки преподавателей в инновационном пространстве, который бы нёс миссию научно-педагогического обеспечения развития инновационных школ с учетом этнопедагогических особенностей якутских школьников. Также она предлагает применять методику рейтингования школ сети, в целях финансового поддержания, поощрения лучших и оказания помощи чуть отстающим, после проведения грамотного анализа работы школ. Для этого необходимо определить критерии качества президентских школ.
«Также в целях распространения опыта работы лучших школ сети выявлять каждый год и отмечать знаками «Лучшая школа сети Президентских школ РС(Я)» и «Лучший учитель сети Президентских школ РС(Я)». Образовательная среда школ сети должна соответствовать критериям творческой развивающей среды, поэтому изыскать финансовую основу оснащения школ последними моделями исследовательско-лабораторных материалов», - подытожила Капиталина Ефимова.
Напомним, что 25-летний юбилей Сети Президентских школ будет отмечаться в республике с 3 марта 2022 года. В этот день состоится «День дарения – иитиллибит ытык иэс кунэ»: праздник выражения благодарности и признательности школе за знания, заботу и воспитание. В этот день каждый выпускник приходит в школу и делает свой дар родной школе. С 4 марта начнется обсуждение программы трансформации Сети Президентских школ республики: от лицеев и гимназий в Научно-образовательные центры – центры высоких технологий, подготовки будущей интеллектуальной элиты республики. В рамках форума предлагается обсуждение новых инициатив Сети Президентских школ.
Пресс-центр Сети президентских школ.