«ЧУВСТВО ЧЕМПИОНА»
— Как ваши успехи? Много детей пришло обучаться у вас?
— Всего школу посетили человек 300, на данный момент больше 40-а учеников. У нас формат как офлайн, так и онлайн.
— Кто главные руководители проекта?
— Я, Дьулус Никаноров и мой брат Николай. Дьулус — директор школы, а я учу детей сфере IT.
— Какая главная цель IT-школы?
— Одна из главных целей — это внедрение современных технологий к подрастающему поколению, и вызывание интереса у детей к этой деятельности. Чтобы дети могли применять свои знания, и чтобы не было страха перед будущим.
Самое лучшее достижение, которое наши дети бы получили — это трудоустройство и использование своих знаний. К примеру, мы помогали детям выполнять их дипломные, зачеты и так далее. Был один студент из колледжа имени Дудкина, мы ему помогли сделать дипломную по разработке игры на движке «Unreal Engine 4 и 5». Был ещё мальчик, который готовил выступление в школе на тему «Математика Аквапарков».
Если смотреть глобальнее, то одна из главных задач — это научить детей возможности зарабатывать на этом и получение чувства чемпиона.
— Чувство чемпиона? Что это такое?
— Чувство чемпиона — когда ты занимаешься любимым делом, тебя все за это хвалят, и ты ещё получаешь материальное вознаграждение. Самым лучшим примером будет история про ребёнка с «Roblox».
К нам пришёл мальчик, лет 11–12. Весь социальный мир ребёнка — это его класс. Сам он ботаник, не особо интересный мальчик. Летом он обучался у нас, и по возвращению в школу юный программист сказал: «Я создал компьютерную игру». Ребята ему, естественно, не поверили, и ребёнок начал рассказывать, как мы его научили создавать сложную карту в Роблоксе. Наша школа научила его рисовать игровые модели с нуля, прописывать собственный программный код на языке «Loa». И с этого момента ребёнок стал популярен у себя в классе, потому что он создал собственную карту в популярной у детей игре.
РЕБЁНОК ЗАРАБОТАЛ 49 ДОЛЛАРОВ НА СВОИХ 3D МОДЕЛЯХ
— На каких программах вы обучаете детей?
— Детей до 14 лет мы обучаем, как упоминали только что, созданию собственных карт в «Roblox» и программировать на языке «Loa». А с 14-ти лет у нас есть более тяжёлая форма обучения, но не менее интересная. Это непосредственно курс самого 3D-моделирования. Фишка курса в том, что мы хотим, чтобы дети могли зарабатывать на этом во фрилансе, ученики регистрируются на сайте «Sketch Fap», и там начинают выкладывать свои модели. На этом сайте есть понятие «рейтинг», как только дети получают «золотую звезду», их модели могут быть оценены, и начать продаваться. К примеру, учился у нас мальчик, который заработал 49 долларов на своей модели, ребёнок был безумно счастлив.
Благодаря этому событию, мы пришли к такому концепту — если ребёнок раньше завершения курса, который длится 4 месяца, создаст модель и сможет заработать на сайте 100 долларов, то мы сразу даём ему диплом, потому что основному будущий программист уже научен, дальше его задача — это самообразование. Мы — преподаватели, даём детям первоначальный базис. А в тот момент, когда ребёнок приходит со словами: «Михаил Анатольевич! Я нашёл такой крутой сайт, там есть такой крутой скрипт! Давайте его попробуем», — в этот момент моя работа преподавателя закончена, так как ребёнок стал сам находить в свободном поиске полезную для себя информацию.
— Можете рассказать поподробнее о том сайте?
— Это магазин, где люди выкладывают созданные ими модели, а заинтересовавшиеся покупают их. Обычно это оружие, монстры и тому подобное. Купив модель, разработчик видеоигры может сразу вставить её в свою игру.
— У ребёнка, который заработал 49 долларов, уже был интерес к IT-деятельности?
— Нет, он совсем до этого не умел рисовать. Мы ему объяснили, что он 3D-моделлер, а не художник. Ученик должен научиться реализовать реальные объекты в цифровой мир. Это как лепка из пластилина, мы показали ему режим скульптора на программе «Blender», и сказали слепить человечка, что он с успехом и сделал.
— А какие ещё особенности у «Expo Skills», в сравнении с другими IT-школами?
— Наверное то, что у нас мало людей в группе — максимум три ученика, мы успеваем с каждым детально работать, объяснить ему что-то, в чем-то помочь. Одна группа — как сплоченная команда.
ДЕТИ И ИНТЕРНЕТ: ДРУЗЬЯ ИЛИ ВРАГИ?
— Есть какие-нибудь мысли насчёт того, что дети стали проводить слишком много времени в интернете?
— Да, мы недавно обсуждали эту тему с коллегами. У меня есть племянник, очень часто сидящий в интернете. И я решил ознакомиться с тем, что же он обычно смотрит. К своему удивлению, обнаружил, что это полностью развлекательный, направленный только на детскую аудиторию, контент. Почти все видео, который смотрел мой племянник, были бессмысленны. В одних дети играли с игрушками, в других толстые дети ели нездоровую пищу и смешно падали.
Мы разобрались, как работают рекомендации в интернете. Если ребёнок лайкнул видео, то это значит, что видео ему понравилось, и система делает вывод — надо показывать ему больше похожих видео.
Я с братом пошли на эксперимент. Мы поставили лайки на обучающие видео про динозавров, про космос и тому подобное, в надежде, что интернет начнёт рекомендовать похожие на них видео. Вскоре племянник стал рассказывать про то, какие динозавры существовали, какие были самыми свирепыми и так далее.
Я сделал вывод, что наряду с развлекательными, ребёнку теперь стали показываться ещё и образовательные видео, которые он с большим интересом смотрел. Так что если вы, так же как и я, беспокоитесь о том, что смотрит ваш ребёнок в интернете — можете пользоваться советом.
— У меня есть насущный вопрос об одной проблеме, связанной с родителями тех, кто хочет учиться сфере IT. Как объяснить семье, что работа в IT — это не просто бесполезное сидение за компьютером днями на пролёт?
— Всем людям присущ страх неизвестного, не исключением стали некоторые родители. Если они чего-то не понимают, то они начинают этого бояться. А чтобы люди старой закалки перестали испытывать страх нового — нужно попытаться объяснить им, что будущее за новыми технологиями и IT-сферой. Но сам я думаю, что в наше время современных технологий и информатизации все люди рано или поздно поймут значимость того, что мы делаем.
— Что делать ребёнку, который очень хочет научиться программированию, но не знает, с чего начать?
— Для таких случаев у нас есть бесплатный демо-день. Ребёнок приходит в этот день, и мы проводим с ним анализ его способностей. Если он совсем новичок, ни разу ничем не занимался, то мы его направляем на курсы основ программирования. К нам ещё приходили дети, по которым после анализа было видно, что в этой сфере их знания довольно огромны. Для них предусмотрен другой демо-урок на более продвинутое занятие.
ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ IT
— С чего вы начинали? Почему вас заинтересовала сфера IT?
— Впервые я познакомился с цифровыми технологиями, когда был маркетологом. Пытался продвигать вещи в разных социальных сетях. Потом понял, что нужен лендинг (мини-сайт — прим.авт.), затем таргет (реклама, нацеленная на определённую аудиторию — прим.авт.). После подумал, что нужно приложение, в конце всё это нужно соединить… Таким образом я познакомился с цифровыми технологиями.
— Из-за чего вы решили создать IT-школу «Expo Skills»?
— Это было начало 2020-го года, мы находились в IT-парке. И наш партнёр, по совместительству мой брат, Николай занимался разработкой роботов, а если точнее, робота под именем — «Ведроид». Это большой робот-уборщик, на которого у нас есть патент. Фишка в том, что на него установлена специальная технология — «Роевое мышление». Есть главная «матка» — командный центр, и у него в распоряжении есть много автономных роботов. Мини-роботы начинают убирать. И когда они заходят в комнату, роботы передают запрос главной «матке»: «В этой комнате убирали?». Центр отвечает, что нет. Автономная машина начинает всё обследовать, создавать карту, и убираться по имеющейся информации.
— И этот проект был создан здесь — в IT-парке?
— Ага, производство IT-парка и Технопарка. Мой брат Николай был одним из создателей. Ну в общем, он собирал команду IT-шников и технарей, но все они уже были трудоустроены. Из-за этого у него была конкретная нехватка кадров. Он предложил идею — организовать курсы в школах и после набирать детей, чтобы они стали ардуинщиками (это люди, которые работают на программном инструменте «Arduino», благодаря которому проектируют роботов и другие цифровые устройства — прим.авт.). Команде Николая это идея была необходима. Но, как оказалось, люди готовы платить за сами курсы, и платить ещё больше, если будет ещё интереснее. Вот так появился концепт создания компьютерных курсов. Мой брат связался с нами, и с того момента начала работать IT-школа «Expo Skills».
— Есть какие-нибудь планы на будущее насчёт школы?
— Да, мы готовы для выхода в международный рынок. Мы хотим выйти на Турцию.
— На Турцию? Почему именно туда?
— В Турции, а именно в Стамбуле, проживает большое количество населения. И мы поняли, что с разработками игр и программированием в этой стране очень туго. Турция популярна своими сериалами, но там очень мало спецэффектов. Мы поискали обучающие курсы IT и нашли только языковые уроки, и курсы в сфере IT, но направленные на бухгалтерию и работу с документами. И из-за чересчур строгих правил безопасности для детей на эти курсы ходят только совершеннолетние.
Мы пришли к выводу, что турецким школьникам мы можем помочь своим дистанционным обучением программированию и разработке игр. Вышеупомянутый Николай приводил сюда турецких партнёров, и мы с ними обсуждали эту идею. Так что да, пока планируем расширяться в сторону Турецкого региона.
— Ну и последний вопрос. Что для вас значат IT-технологии?
— Я понимаю их как попытку внести магию в повседневную жизнь. То, что 100 лет назад считалось бы магией — это программный код и технологии.
— Спасибо за очень интересный разговор и успехов вам!
Автор: Илья Константинов.