В честь Года педагога и наставника в России редакция "Эхо столицы" начинает публикацию статей о педагогах целеустремленных и творческих, в чьей жизни есть место увлечениям, причем не тривиальным.
Автором проекта «Мой Учитель» является учащийся 11-го класса Илья Константинов, юный корреспондент "Эхо столицы". Он сам ищет героев и в течение года будет знакомить нас с вами с интересными людьми, с которыми действительно хочется познакомиться, чей опыт хочется перенять, и у кого можно научиться чему-то новому. Это они и есть – наставники в глазах самих детей.
Первым героем проекта «Мой Учитель» стал директор МОБУ СОШ №30 Санаров Дмитрий Михайлович, человек, который вместе с учениками собирает самолёт – прототип канадского двухместного одномоторного моноплана.
Дмитрий Михайлович подробно рассказал о строительстве самолета, который в будущем может даже помочь решить проблему с логистикой в республике, почему у самолета автомобильный двигатель и каких детей выпускает его школа с авиационным направлением.
Возможности роли директора школы
- Дмитрий Михайлович, как вы пришли к идее сбора самолёта с детьми?
- Наверное благодаря осознанию как много может сделать один человек. В 2016-17 годах, когда я увлекался скалолазанием, работал в свободное время инструктором на скалодроме НПСОШ №2, и там познакомился с директором этой школы – Алексеем Климентьевичем Семеновым (экс-руководитель Управления образования Якутска, сейчас директор СОШ №5 – Прим. Ред.).
Благодаря знакомству с ним, я увидел возможности школьной руководящей должности, осознал какие амбициозные идеи можно претворить в жизнь. Алексей Климентьевич смог продвинуть в свою школу тир для детей, построить скалодром и ввести много других интересных проектов. Среди них был и проект «Чистые скалы – чистое наследие», суть которого состояла в ежегодной чистке главной достопримечательности Якутии – национального парка «Ленские Столбы». Помимо волонтёров, в нем участвовали учителя, ученики и сам директор школы. С помощью альпинистских снаряжений и навыков мы расчищали скалы от надписей, оставшихся ещё со времен Советского союза.
Тогда, наверное, я задумался о возможностях роли директора школы, а после мне уже пришла своя идея. Я ведь состою в добровольческой организации «Сахам Сирэ» - она поддерживает людей с ограниченными возможностями здоровья. У нас был проект «Я лечу», благодаря которому мы дали возможность людям в инвалидных колясках виртуально полетать над Якутском с помощью квадрокоптера «Inspire 2» и очков виртуальной реальности.
После этого мне и пришла идея - почему бы людям с ограниченными возможностями действительно не полетать? Тогда бушевал коронавирус, поэтому мы не могли привлекать детей, но после долгих уговоров, добившись согласия родителей, летом 2020-го года смог СОШ №1. Вместе с Афанасием Лаптевым, который являлся первопроходцем в этом проекте, они полетели на параплане. В полете им помогал инструктор по тандемным парапланам. Нашли мы его с помощью клуба «Стерх». Это клуб, в основном состоящий из лётчиков парапланеристов и дельтапланеристов. Происходил полёт напротив посёлка Немегюнцы, так как в этом месте самые благоприятные для этого условия. Как руководитель проекта я эту инициативу поддержал, так как очень хотел, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья смогли по-настоящему ощутить чувство полёта. Вообще, я сам довольно близок к авиационному делу – мой отец был пилотом.
«Детям нужно давать взрослые задачи»
Когда был в кадровом резерве на должность директора школы, мне пришла мысль в рамках разработки программы развития школы №30 включить сборку настоящего самолёта руками детей.
Подвигнуло к этому и то, что, когда Алексей Климентьевич был начальником управления образования Якутска, он всегда говорил, что детям нужно давать взрослые задачи. В итоге у меня сформировалась позиция: «Зачем ограничивать ребёнка какими-то барьерами и стереотипами, если можно дать ему шанс и условия для свершения целей». Если говорить о строительстве самолета в частности, конечно, мы придерживаемся всех правил и норм безопасности. Мы не можем посадить ребёнка за штурвал самолёта и сказать: «Лети» - мы адекватные люди.
Тонкости создания самолёта
- Можете рассказать про сам самолёт?
- Самолёт называется – «Dakota Hawk» (Дакотский Ястреб). Это канадский, двухместный, одномоторный моноплан. Обычно предназначается для сборки строителей-любителей. Поэтому мы его выбрали.
Начну с двигателя, сделали его по упрощённому варианту «Honda Civic» для автомобилей. Сначала связались с Москвой, там делают редуктора как ременные, так и шестерёнчатые. Выбрали ременной, но возникла проблема в высоте редуктора от вала двигателя – она была слишком высокой. Высота влияет на его расположение в корпусе самолёта, грубо говоря, он бы мешал пилоту видеть. Сократить высоту москвичи не могли. Помимо этого, была и финансовая проблема - они запросили за редуктор с двигателем больше 500 тысяч рублей.
Прототип самолета Санарова - канадский одномоторный моноплан
Было принято решение поискать других, так мы и вышли на Красноярск. Там есть сообщество авиаторов, занимающихся малой авиацией и легкомоторными воздушными судами. В отличие от Москвы, они запросили 300 тысяч рублей «под ключ», да еще с мотором. И он как раз был с уменьшенным зазором. В итоге мы сэкономили 200 тысяч рублей, и нашли подходящий редуктор. У нас ещё был вариант поставить на коленчатый вал, но это оказалось невозможным, потому что турбина пахала бы землю, в таких делах нужно соблюдать золотую середину.
Девять лет назад за 800 долларов бывший ученики нашей школы Александр Шахнин купил чертежи самолета из Канады. Чертежи в реальном размере, сборка происходит очень просто и примитивно - чертёж разворачивается, прикладываются деревяшки, они обрисовываются и затем отпиливаются. На самом деле, довольно кропотливый процесс. Все что нужно: клей, эпоксидная смола, эмалит, перкаль. Перкаль обматывается в шесть слоёв эмалита и готово. Всё как у старого советского АН-2, в простонародье – кукурузника, технология стабильно не менялась с 30-х годов.
- Почему вы приобрели двигатель для автомобиля? Не лучше ли было купить авиационный двигатель?
- Во-первых - цена. Авиационные двигатели, по сравнению с автомобильными, гораздо дороже. Как пример, можно взять канадский двигатель для самолёта «Rotax 912» - цена 1,5 миллиона рублей, и двигатель для машины «Honda Civic» - 200 тысяч рублей.
Во-вторых, обслуживание. В авиационном двигателе не обойдёшься простым автомобильным фильтром. В нём совершенно другие расходные материалы, а значит и финансы.
В-третьих, простота. Двигатель «Honda» максимально подходит. Он лёгкий и крутится, для него 4-5 тысяч оборотов – живые, он на них «дышит». Отлетал 20 часов, заменил масло. Некоторые ставят «Subaru», но у него есть проблема с четвёртым цилиндром, трудность с масляным голоданием, и он довольно тяжеловат.
И ребёнок справится
- И дети действительно собирают настоящий самолёт?
- Формально мы делаем наглядную модель канадского самолёта, так как не можем позволить, чтобы дети летали на нём. Летать будут люди совершеннолетние, с пилотским удостоверением, во-первых, а в-вторых, после завершения сборки испытывать его будет лётчик-инструктор.
У нас с ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России) подписано соглашение о сотрудничестве в рамках малой авиационной академии. Академия создана на базе объединения трех школ – СОШ №24, СОШ №30 и СОШ №38. Ещё мы подписали соглашение с Якутским авиационным техническим училищем гражданской авиации, с чьей помощью наши ученики могут посещать авиа-тренажёры, а также предметы дополнительного образования: климатология, метеорология, устройство воздушного судна, история авиации. У нашей школы авиационное направление, поэтому сборка самолёта идёт как сопутствующее этому.
- Получается для полной сборки такого типа самолёта не нужно быть инженером?
- По сути, он как воздушный мопед. Конечно, не обязательно быть мастером, чтобы собрать такой летательный аппарат, но технически оснащенным, так или иначе, надо. Нашу работу над самолётом контролирует бывший ученик нашей школы – Александр Шахнин, который упоминался выше, сейчас, кстати, он работает в авиакомпании «Якутия». В свое время он окончил Московский авиационный институт с красным дипломом по специальности дефектовщик авиационной техники (специалист, устанавливающий причину возникновения дефектов деталей, узлов, агрегатов, приборов, оборудования и систем вооружения летательных аппаратов среднего типа, выбор способов их восстановления).
На самом деле существует кит-набор сборки такого самолета, в котором все детали уже готовы, покупателю остаётся только собрать их воедино по чертежу, чтобы получился летательный аппарат. А можно купить полностью собранный и готовый самолёт с двигателем внутри, стоило бы это от 20 до 25 тысяч долларов. Конечно, сейчас, из-за санкций и закрытой таможни нельзя ничего приобрести. Мы по итогу пошли по сложному пути, но в то же время и дешёвому – купили чертежи и самостоятельно создаем детали из древесины.
- Через сколько времени самолёт будет готов к полёту?
- Планировали закончить его через два года. Остался примерно год. У нас нет задачи, скорее его собрать, мы должны как можно больше детей погрузить в процесс сборки самолёта. В этой работе есть функция привлечения внимания ребёнка, и воспитания в нём разных навыков: работать руками, учиться проектированию, читать чертежи. Ведь сборка самолёта – это очень многогранное дело в плане творчества, в нём присутствует не только распиловка древесины, но и будущий дизайн самолёта, идеи улучшения летательного аппарата и т. п. Ребёнок с головой погружается в эту работу.
Цель такого направления
- Есть ли у учеников желание и интерес к данной работе?
- Опросов мы не проводили, но наша задача проявить этот интерес у них. Ведь авиация – это целый организм: диспетчеры, пилоты, бортпроводники, инженеры, техники, обслуживающий персонал. И в этой системе каждый человек важен – один без другого не работает. У государства есть цель в пополнении кадров для авиации, а моя функция, как директора школы с авиационной направленностью - подготовка будущих кадров.
- Бывали ли случаи, когда родители вели к вам в школу своего ребёнка, который хочет в авиацию?
- Конечно. К примеру, пришла девочка 10-го класса и говорит, что хочет поступить на диспетчера, так как её отец с авиации, и она сама очень заинтересована этой профессией. Исторически сложилось, что в нашем районе очень много семей связано с авиацией, у некоторых наших учителей дедушки и бабушки являются лётчиками и диспетчерами.
На самом деле ведь раньше аэропорта не было, кто знает историю – вначале был авиаотряд, возглавлял его первый летчик среди якутов Валерий Ильич Кузьмин, в честь которого названа наша школа. По его инициативе было создано и это учебное заведение. В нашем районе авиапорта раньше была только 24-ая школа, но Валерий Кузьмин понимал, что нагрузка на неё была очень большой. И хоть у нас авиационное направление, это не значит, что школа предназначена только для будущих лётчиков.
- Значит, родители будут правы, отдав своего ребёнка, желающего в будущем поступать в авиационное училище?
- Совершенно. У нас в рамках малой авиационной академии открыт авиационно-профильный класс с углублённым изучением математики и физики с десятого класса – для старшего звена. Мы на конкурсной основе набираем детей практически со всего Якутска. Конкурс проходит по аттестату. При поступлении недостаточно только желания. Так как это профильный класс, дети должны стараться учиться хорошо по профильным предметам.
- В чем заключается цель такого направления вашей школы?
- В том, чтобы детям было максимально просто поступать в вузы авиационной направленности. Если выпускник уже понимает, что такое устройство самолёта, климатология, знает технический английский, и прочее, то ему будет гораздо проще ориентироваться в профессии, чем, если бы он просто стоял с аттестатом в руках и говорил: «На что я поступил? Куда я попал?». К тому же такой вариант просто невозможен, так как ребёнок должен готовить себя к ВЛЭК (врачебно-лётная экспертная комиссия – Прим. Ред.). В этой комиссии очень серьёзно относятся к здоровью выпускника, оно у него должно быть идеальным, требования высокие. Поэтому с помощью образовательной программы нашей школы ребенок уже должен понимать, с чем он имеет дело, вместе с этим у него появится и дополнительная мотивация к учебе и подготовке.
Будущее самолёта
- Если вернуться к вашему самолету, то какое будущее ждет его?
- Пока в планах нет ничего особенного, будет как первый образец самолёта, построенного руками детей. Ему предстоит получить свидетельство лётной годности, пройти экспертизу - лётчик-испытатель должен его облетать и дать определённый сертификат, затем нужно застраховать самолёт. Если сравнивать с автомобилем, то у него более долгий и кропотливый процесс узаконивания, но мы, естественно, будем этим заниматься.
Тут раскрывается ещё одна наша задача – сделать самолёты обыденной вещью.
В нынешнем положении Якутия нуждается в малой авиации, как никто. У нас нельзя закольцевать дороги, проложить пути тоже невозможно, потому что из-за вечной мерзлоты все трассы расползутся, и через два года их уже не будет. Мы хотим решить эту проблему путём, которым пошли Канада и Аляска. У них самолёты малой авиации такая же обыденная вещь, как и автомобили. Они сумели приспособиться к своему климату, их самолёты легко могут садиться и взлетать с тихих озёр, бушующих рек, сугробов снега и обычных полей.
Смогут так делать самолёты с помощью разнообразных шасси. У нашего летательного аппарата, кстати, будут шасси вида «Буш». Такой вид колёс нужен для того, чтобы, опять-таки, пилот мог приземляться и взлетать с любой земной поверхности, и для таких колёс не потребуется взлётная полоса. Помимо «Буша» на самолёт можно поставить лыжи для снега или поплавки для воды.
Будущее образовательной авиации в Якутске
- Есть какие-нибудь планы на будущее?
- Создание планерной школы в Якутске. В 1938 году здесь открылся «Аэродром Тулагино» - это и была первая планерная школа. У нас есть положение Юношеской планерной школы, в котором подробно рассказано об образовательной программе. Выдал её нам ФГУП СибНИА (Федеральное государственное предприятие сибирского научно-исследовательского института авиации имени С. А. Чаплыгина) из Новосибирска.
По закону учиться в планерной школе можно с 12-ти лет, но мы передвинем возраст с 14-ти лет. Планер, на котором будут учиться дети называется – «Бро-11». Он обычно применяется для первоначального обучения в возрасте 15-17 лет, и эксплуатируется в учебных организациях ДОСААФ.
По программе обучения в планерной школе сначала проводится теоретическая часть, затем практика. Полёт будет происходить так – планер с ребёнком закрепляется лебёдкой за автомобиль, машина начинает ехать и планер взлетает на 5-6 метров, конечно, за этим будет наблюдать инструктор. Также его можно будет завязать к самолёту «АН-2», но это уже с 18-ти лет.
Сейчас наша задача состоит в том, чтобы написать грант, получить финансирование на приобретение планера и всё, учебная программа уже имеется – за что спасибо Новосибирску!
Автор: Илья Константинов/EXO-YKT