Анимационная индустрия активно развивается в России. Это обусловлено не только уходом из страны ряда западных компаний, но и совершенствованием цифрового мира. Именно поэтому наша страна взяла курс на заполнение рынка анимации отечественным контентом. Однако в процессе выяснилось, что в регионах не хватает специалистов креативной индустрии. Контентный и кадровый голод испытывает в том числе и Якутия. Для решения этой задачи киностудия «Союзмультфильм» и университет «Синергия» запустили образовательную программу «Анимация (мультипликация)» на базе цифрового колледжа «Синергии» в Якутске.
Как пояснил генеральный директор «Союзмультфильма» Борис Машковцев, это не только наполнит регион современными 2D- и 3D-аниматорами, специалистами по спецэффектам и художникам по композитингу, но и даст возможность подросткам реализовать себя в интересной для них сфере.
— Расскажите, как киностудия «Союзмультфильм» планирует развивать сотрудничество в сфере анимации с Якутией и почему сегодня это важно?
— Это эволюционный процесс, и, конечно, Якутия с её активным развитием в области цифровых технологий не может быть невовлечённой в него. У республики богатейшие традиции в области национальной народной культуры, есть отличная школа современных художников, активно развивается популярная digital-индустрия: игр, приложений и так далее.
Население региона, в частности молодежь, интересуется креативными индустриями. И это в том числе заслуга довольно известных компаний, которые здесь работают, — анимационной студии «Тундра», создавшей популярный короткометражный мультфильм «Бык Холода», и дизайн-студии «Сулусчан». Вторая занимается разработкой достаточно специфичного продукта — полнометражного анимационного фильма и графического романа, отражающих современный взгляд на Олонхо, традиционный устный жанр якутского фольклора.
Недавно в республике разработали новую концепцию развития кино и анимации, предполагающую экосистемный подход. Усилия кинопроизводителей, прокатчиков, фондов, образования и государства объединились под руководством опорной организации — Фонда цифрового контента. Он аккумулирует средства на развитие кино, предусмотренные в госпрограммах и привлекает внебюджетное финансирование. Первые проекты фонда уже получили поддержку. Также в республике обсуждается поддержка отдельного направления мультипликации — кукольной анимации.
Как человек, приезжающий в Якутию три года подряд, могу сказать, что есть значительный интерес к развитию анимационного кино со стороны сообществ, цифровиков, художников, однако на данный момент для этого нет достаточных возможностей. И речь не о финансах, а в первую очередь о нехватке специалистов. Для того чтобы решить проблему дефицита кадров и одновременно удовлетворить запрос молодёжи на обучение в сфере IT-технологий и креативных индустрий, совместно с университетом «Синергия» мы договорились с правительством республики о запуске колледжа цифровых профессий. Скоро на его базе откроют факультет анимации.
— Как вы считаете, много ли в Якутии аниматоров, которые нуждаются в повышении квалификации?
— Каждый первый! Мы с вами понимаем, что, если человек умеет рисовать граффити, не факт, что он сможет расписать Сикстинскую капеллу. И не потому, что он плох, а потому, что это требует разных подходов. Микеланджело, думаю, ведь тоже не смог бы с лету рисовать в стиле Бэнкси.
Многое зависит от того, как в Якутии планируют развивать сферу анимации. Будут ли якуты пытаться делать это «герметично», то есть внутри республики, или примут нашу концепцию правильной стандартизации творческих процессов в анимационном кино, которая поможет им влиться в федеральное движение.
Участие «Синергии» и «Союзмультфильма» хорошо тем, что мы научим местных специалистов тем стандартам, которые приняты во всей стране.
— Что входит в программу обучения по направлению «Анимация» в новом цифровом колледже в Якутске?
— Это программа обучения специалистов среднего звена. Она решает три профильных задачи: учит тому, как сделать из школьников художников, даёт им в руки цифровой инструментарий для самореализации и развивает у них художественный вкус, чтобы их работы в «цифре» были стильными.
Современный аниматор — это и художник, и компьютерщик одновременно. Ребята будут разбираться как в анимации, так и в смежных профессиях, связанных со спецэффектами и композитингом, то есть владеть другими способами работы с искусственно созданными движущимися картинками.
В Якутске уже развиваются смежные направления игропрома и классического кино, связанные с графической культурой. Анимация гармонично их дополнит. При этом колледж будет решать вопросы нехватки кадров не только на уровне региона, но и в масштабах всей страны.
— Как Вы можете описать портрет современного студента, который приходит на факультет анимации? Чем он увлекается?
— Зачастую студенты, которые обучаются на факультете анимации, — поклонники или активные потребители анимационного кино. Вобрав в себя многое, они испытывают жажду отдать что-то обратно в мир. Возможно, это некая форма социального эскапизма. Ребята хотят подольше задержаться в креативной среде, но понимают, что им нужно получать профессию, поэтому почему бы не найти себя в мире, который чуть ближе к виртуальности.
По моим наблюдениям, сегодня появляется когорта подростков-генераторов свежих идей, которые приходят с проектами молодёжных сериалов. Не все ребята хорошо рисуют, но у них богатый зрительный опыт, который позволяет им, если не создавать оригинальные образы, то успешно копировать чужие. Зачастую их идеи органичны, потому что придуманы сверстниками для сверстников.
Благодаря этому есть надежда на развитие сегмента. Мы, например, находимся в том возрасте, когда уже не сможем гармонично выстроить диалог с подростком. Это все равно будет некой оппозицией. В этом поколении вчерашних школьников мы одновременно обрели и потребителя, и потенциального производителя.
Ещё один положительный фактор — то, что у современных абитуриентов растёт интерес к направлению «Анимация». Ребята понимают, что они не просто будут заниматься любимым делом, но и зарабатывать в этой сфере. Современные школьники начинают задавать очень серьёзные и правильные вопросы, например, что такое экономика. Это хорошо. Так они будут понимать, что работа в анимации — это не в чистом виде эскапизм, а игра в него. Несмотря на то, что в рабочее время ты находишься в виртуальности, которую сам породил, есть понимание, что вокруг тебя живой мир, куда рано или поздно придётся вернуться.
— В связи с уходом из страны «Диснея» и ряда западных студий у российских аниматоров появилось так называемое окно возможностей. Как вы оцениваете рынок мультипликации с точки зрения продукции «Союзмультфильма» и студий партнёров? Насколько он может вырасти в ближайшие годы?
— Уход западных поставщиков контента даёт шанс российским компаниям занять их нишу, но для этого нужно увеличить объёмы производства. Это нужно сделать обязательно, иначе доля останется за компаниями из Турции, Индии и Китая, которые сейчас удовлетворяют контентный голод россиян. Опять же «Союзмультфильм», не зная, что уйдут мейджоры, уже несколько лет прогнозировал, что возникнет необходимость в масштабировании. Именно поэтому мы озаботились системой образования, открыли факультет анимации в «Синергии» в Москве и хотим сделать это же в Якутии.
Креативные индустрии — один из самых быстрорастущих сегментов мировой экономики. Хорошо, что мы уже начали идти по этому пути. Правда, сейчас нам нужно по нему уже не идти, а бежать, потому что мы отстаём от реалий освободившегося рынка. Бюджеты российских проектов пока не способны сделать кино, сопоставимое по масштабу с голливудским, но тематически заменить его мы всё-таки можем. Скажу больше, в каком-то объёме это уже происходит.
— Как вы оцениваете российский рынок анимации сегодня? Что нужно для его развития?
— В прошлом году мы увидели, что на киноэкраны вышло рекордное количество российских полнометражных анимационных фильмов. Причём они были запущены в производство ещё до того, как мы узнали, что на рынке произойдут такие перемены. Всё это говорит о том, что мы органически доросли до таких объёмов производства высокого качества. Соответственно, этот результат можно закреплять и масштабировать дальше.
Также освободился лицензионный рынок, от которого мы получаем значительную часть доходов, потому что крупные индустриальные студии работают в поле анимационных брендов, а не классического проката контента. Это значит, что сейчас мы можем переключить интерес наших зрителей как потребителей товаров и услуг на отечественные проекты. Конечно, это сложный процесс, поскольку важно, чтобы производители были готовы переключиться на российские лицензии. Это требует серьёзного диалога и между нашими отраслями, и между ними и государством, чтобы власти помогли нам повысить эффективность этого процесса. Закупить готовое и апробированное на других рынках всегда легче, чем развивать собственное.
Резюмируя, могу сказать, что нам нужны механизмы, которые будут снижать риски и повышать нашу привлекательность перед партнёрами. Этот процесс и диалог, к счастью, идут. Дорогу осилит идущий.
Сайт источника: ysia.ru
Ссылка на первоисточник: https://ysia.ru/boris-mashkovtsev-my-pomozhem-yakutii-vlitsya-v-federalnoe-animatsionnoe-dvizhenie/
Автор: ЯСИА