Эксперты объяснили, в чем секрет популярности рабочих профессий. По данным аналитического доклада «Профессионалитет: новый взгляд на карьеру рабочего», подготовленного АНО «Национальные приоритеты» совместно с Минпросвещения России и 38 экспертами, 74% старшеклассников планирует продолжать обучение в колледже после окончания школы и только 14% предпочли поступление в вуз. Рост популярности рабочих специальностей проявился в увеличении числа заявлений на прием в колледжи и техникумы. В 2024 году не менее 1,25 млн абитуриентов подали заявления на поступление на первый курс учреждений СПО. Об этом пишет пресс-служба главы и правительства республики.
Презентация доклада состоялась на пленарном заседании «Кадровые вопросы России: вызовы и решения. Система СПО и Всероссийское чемпионатное движение для обеспечения кадрового суверенитета страны», которое прошло в рамках финала чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» в Санкт-Петербурге. Основные выводы экспертов представила заместитель генерального директора по коммуникационным проектам АНО «Национальные приоритеты» Ирина Осадчая.
«Мы регулярно проводим экспертные мероприятия, куда совместно с Минпросвещения приглашаем экспертов из корпоративного мира, HR, представителей региональных органов власти, педагогов, наставников, и делаем некий срез о том, что же сегодня представляют собой те или иные государственные программы и проекты», – пояснила Ирина Осадчая.
По данным исследования АНО «Национальные приоритеты», 74% школьников в возрасте 14–17 лет планируют продолжать обучение в колледже после окончания 9-го или 11-го класса. Больше половины из них (57%) считают, что учиться в колледже и получать рабочую специальность престижно и полезно. Среди ключевых факторов, влияющих на выбор школьников: быстрый старт карьеры в рабочих профессиях, стабильный и высокий доход и ранняя финансовая независимость, предоставление социального пакета и инфраструктуры, повышение престижа рабочих профессий.
Ирина Осадчая также озвучила основные составляющие успеха «Профессионалитета», по мнению экспертов: «Это возможность пройти обучение по ускоренным программам под запросы работодателей. Для студентов это возможность совмещения обучения и работы на предприятии. Также сейчас тренд – это освоение дополнительных рабочих профессий и получение квалификаций и разрядов, обучение на оборудовании работодателя – ребята обучаются в современных мастерских и лабораториях, и для них это очень важно. Преподавательский состав имеет возможность повысить квалификацию на предприятиях, это их также удерживает и мотивирует к продолжению педагогической работы. Немаловажным фактором эксперты называют и развитие системы наставничества, которое позволяет проводить ребят по всем карьерным трекам».
В докладе отмечается, что стереотипы общества, связанные с негативным образом рабочего, постепенно уходят в прошлое. Современный рабочий – это квалифицированный специалист, который работает на новом оборудовании, в красивых современных зданиях, управляет роботами или автоматизированными станками. Помимо этого, он успешный и уважаемый человек, его труд хорошо оплачивается.
Поскольку образ рабочего меняется, молодежь все чаще выбирает рабочие профессии. Этому также способствуют стипендии и выплаты студентам во время обучения со стороны работодателя, гарантия трудоустройства сразу после или даже в процессе обучения, быстрый старт карьеры при достойной оплате, высокий уровень дохода по сравнению с другими специальностями, предоставление социального пакета.
Вследствие цифровизации рабочие профессии трансформируются, ключевыми становятся следующие компетенции: умение работать с цифровыми технологиями, совмещение смежных специальностей, критическое мышление, навык быстрого решения проблем, непрерывное обучение, а также быстрая адаптация к изменениям.
У современного рабочего есть богатый выбор карьерной траектории. Поэтому «Профессионалитет», становится не только важным шагом на пути развития российской экономики, но и возможностью для молодых людей найти себя и выбрать свой путь.
Проблема дефицита кадров в России усиливается на фоне снижения численности трудоспособного населения, с одной стороны, и увеличения объемов производства – с другой. В связи с этим сформирован запрос на трансформацию подходов к обучению в среднем профессиональном образовании и быстрый и бесшовный переход выпускников на предприятия после завершения обучения.
По данным Банка России, наиболее остро нехватка сотрудников ощущается на промышленных предприятиях. Около 60% производств заявили о дефиците персонала в 2023 году, при этом особенно нужны работники со средним профессиональным образованием. Стартовавший в 2022 году федеральный проект «Профессионалитет» направлен на решение проблемы дефицита кадров для промышленности. В рамках проекта к 2030 году планируется подготовить 2 млн специалистов рабочих профессий по практико-ориентированным образовательным программам.
По мнению экспертов, одна из проблем обучения рабочим профессиям – догоняющая роль образования: несоответствие образовательных программ и навыков выпускников запросам работодателя. В результате после выпуска студентам бывает трудно найти работу и адаптироваться на рабочем месте, а предприятия вынуждены тратить много времени на дополнительное обучение и интеграцию молодых специалистов.
«Профессионалитет» преодолевает эту проблему за счет вовлечения работодателей в процесс обучения студентов. При этом фокус в процессе подготовки кадров делается на практику и формирование современных компетенций.
По словам руководителя направления развития проектов в сфере СПО аппарата совета директоров ОАО «Римера» Елены Комарницкой, «работодатели участвуют в обновлении оборудования, на котором обучаются ребята с 1 курса. В процессе обучения студенты получают дополнительную квалификацию, поэтому они быстрее вживаются в роль сотрудников». Кроме того, для качественной подготовки и последующего трудоустройства студентов заключаются целевые договоры, выплачиваются стипендии и модернизируются общежития. «Целевые договоры – эффективный инструмент. В 2024 г. в Первоуральске 90% поступивших заключили целевые договоры. На Камчатке чуть меньше, – 32%», – добавила Елена Комарницкая.
Директор «Медицинского колледжа» Омской области Игорь Боровский отметил, что целевой договор особенно важен для села. «Сельскому абитуриенту сложно конкурировать с городским школьником. В настоящий момент не предусмотрено преференций для сельских абитуриентов, которые после обучения готовы вернуться на свою малую родину и работать по профессии — это актуально в сфере образования и здравоохранения», – пояснил эксперт.
В опросе АНО «Национальные приоритеты» эксперты указали в качестве главного определения карьеры – постоянное развитие своих компетенций и профессионализма (60%), на втором месте – карьера как поиск и построение собственной жизни (20%), и только 15% считают, что карьера сегодня – это поступательное движение по управленческой лестнице.
У рабочих специальностей есть одна отличительная черта – это скорость карьерного старта. Карьера рабочего начинается еще во время учебы. Есть возможность освоить смежные специальности, специфику производства и при желании достаточно быстро расти как управленец или как профессионал, или создать собственное дело.
«Анализ траектории карьерного пути заместителей генерального директора ОАО «РЖД» показывает, что они прошли профессиональное обучение, когда им было 17-18 лет, затем отучились в колледже и вузе и далее наращивали управленческий опыт», – рассказал заместитель начальника департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Александр Збарский.
Кадровый дефицит и необходимость повышения производительности труда также порождают новые роли, в рамках которых идет совмещение функционала нескольких смежных специальностей. «В нашей отрасли наблюдаем объединение профессий. Появился новый профессиональный стандарт – работник по комплексному обслуживанию инфраструктуры. Он сочетает в себе несколько функций – обслуживание пути, электроконтактных сетей», – добавил Александр Збарский.
Преимущества участия в проекте «Профессионалитет»:
- для бизнеса – обучение специалистов, подготовленных под потребности предприятия, снижение расходов на обучение и поиск персонала, получение инвестиционного налогового вычета, частичное закрытие вакантных мест студентами во время практики;
- для студентов – комплексное обучение с практическими занятиями на новейшем оборудовании, наставники с производства, возможность работать и учиться;
- обучаясь по индивидуальной программе, гарантированное трудоустройство, возможность получения корпоративной стипендии;
- для образовательных организаций – повышение конкурентоспособности; переоборудование учебно-производственных пространств, обучение преподавателей практическим навыкам работы на оборудовании компаний-партнеров.
Основные результаты проекта «Профессионалитет» в 2022–2024 годах:
- в 79 регионах есть образовательно-производственные и образовательные кластеры;
- 370 кластеров открыто совместно с предприятиями-партнерами;
- 1,52 млн студентов получают рабочую профессию в образовательных кластерах по 24 отраслям экономики ведется обучение;
- более 2 тыс. предприятий-работодателей стали участниками проекта, инвестировав более 6 млрд рублей в развитие кластеров;
- 137 тыс. молодых специалистов стали выпускниками «Профессионалитета» в 2024 году.
Сайт источника: ysia.ru
Ссылка на первоисточник: https://ysia.ru/professionalitet-izmenil-vzglyad-na-kareru-rabochego-molodezh-chashhe-vybiraet-kolledzhi/
Автор: ЯСИА