ФКП «Аэропорты Севера» (подведомственно Росавиации, управляет 31 аэропортом и двумя посадочными площадками в Якутии и Магаданской области) не успеет до конца 2019 года освоить бюджетные средства, заложенные на реконструкцию аэропортов в рамках магистрального плана развития инфраструктуры. Об этом рассказал “Ъ” гендиректор предприятия Вадим Волков. Минфин пока не выделил средства, и ФКП не может запустить конкурсы по выбору подрядчиков и начать работы.
В 2019 году должны начаться работы в аэропортах Нерюнгри, Жиганск, Олекминск, Верхневилюйск и Сеймчан общей стоимостью 26 млрд руб., на этот год запланировано 3 млрд руб., говорит Вадим Волков. «Если деньги выделят в середине — конце марта, контракт будет заключен не раньше июня. А строительные работы начнутся еще позже. Средства, выделенные на этот год, точно не будут освоены в полном объеме,— утверждает он.— На севере доосвоить средства очень сложно: после окончания сезона до следующей весны уже ничего не сделать». На протяжении большей части работ закрывается половина ВПП для приемки судов третьего класса, аэродромы могут принимать только вертолеты и Ан-2. «Мы можем на год потерять существенную часть дохода практически по всем реконструируемым аэропортам. Авиакомпании не смогут в полном объеме летать на данные аэродромы, у местных жителей возникнут проблемы с транспортной доступностью»,— пояснил Вадим Волков.
В Росавиации утверждают, что на данный момент срыва сроков не наблюдается. В течение года будут запущены работы в аэропортах Минеральных Вод, Братска, Новосибирска, Томска, Благовещенска, Амдермы, Певека, Усть-Камчатска и Усть-Хайрюзово. Также начнется проектирование для аэропортов Липецка, Мурманска, Грозного, Ижевска, Кирова, Кадалы, Тынды, Полярного, Усть-Неры, Магана, Бухты Провидения, Марково, Лаврентии и Магнитогорска.
Но источники “Ъ” в отрасли подтвердили, что финансирование по магистральному плану не открыто. По их словам, опасения о несвоевременном начале работ есть не только у ФКП, но и у других подведомственных Росавиации организаций. Деньги поступят на счета исполнителей программы после подписания документов в Минэкономики. В Минэкономики и ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» не ответили “Ъ”. В Минфине переадресовали вопросы в Минтранс, где также не ответили.
Общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере строительства Дмитрий Котровский подтвердил, что проблема ведения работ при отрицательных температурах существует. «При несоблюдении технологии в таких условиях физические свойства материалов нарушаются. Попадание влаги при низких температурах весной оборачивается повреждениями конструкции,— объяснил он.— Подрядчик несет ответственность за качество объекта в рамках гарантийного срока. Первично соблюдение технологии и процесса строительства, а не сроки освоения бюджета».
Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев отмечает, что федеральные программные документы зачастую разрабатываются без учета специфики северных регионов, из-за чего регулярно возникают проблемы с переносом сроков проведения работ. Он считает, что выполнить работы в срок можно только при условии получения ФКП заемных средств в банках, но вероятность компенсации расходов на процентную ставку из бюджета низка. «Если сроки выполнения работ не так важны, как декларируется на федеральном уровне, следует признать их нереалистичными и сдвинуть»,— говорит эксперт. Он отмечает, что есть прецеденты, когда неосвоенные средства подпадали под секвестр и не переносились на следующий год.