Напомним, принятый в первом чтении законопроект о внесении изменений в статью 37 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» вызвал неоднозначную реакцию депутатов Государственной Думы, подвергших сомнению новую концепцию строительства платных дорог в северных регионах.
Отметив важность самой идеи о расширении дорожной сети, депутат от Якутии Галина Данчиковаакцентировала внимание на несовершенстве законопроекта, который не учитывает территориальные особенности таких регионов, как Якутия, где нормативных автомобильных дорог крайне мало, а в Арктической зоне республики их вообще нет.
По мнению депутата, все спорные моменты должны быть устранены при рассмотрении законопроекта во втором, ключевом чтении.
«Вместе с коллегами-депутатами из северных регионов, отстаивающими интересы своих избирателей, будем добиваться включения в законопроект о повышении транспортной доступности на Крайнем Севере консолидированных поправок, исключающих негативное влияние на качество жизни населения», - сказала Галина Данчикова, продолжив работу по резонансному законопроекту с профильными комитетами Госдумы и экспертным сообществом.
Консолидированные поправки были внесены в установленные регламентом Госдумы сроки.
Отметим, что законопроектом предусматривается отказ от обеспечения обязательного бесплатного проезда при платной автомобильной дороге (участке автодороги) в районах Крайнего Севера вне зависимости от типа автодороги.
Парламентарии-северяне настаивают, чтобы, исходя из типологии автодорг общего пользования, это условие распространялось только на трассы и высокоскоростные шоссе. Депутат считают, что строительство платных автодорог или их участков в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях будет экономически обоснованным только в том случае, если будет строиться автомагистраль.
По мнению парламентариев, решение об использовании автомобильной дороги на платной основе и порядок формирования тарифа должен приниматься Правительством РФ вне зависимости от формы собственности и от вида значения автомобильной дороги общего пользования.
В интересах населения предложено закрепить условие бесплатного проезда легковых автомобилей по платным автомобильным дорогам (их участкам), которые не имеют альтернативного проезда в районах Крайнего Севера. Однако указанной льготы недостаточно, чтобы снизить негативные последствия предлагаемого исключения.
Наглядный тому пример – Якутия, занимающая пятую часть всей территории страны, где недостаточно развитая транспортная сеть, которая характеризуется низким уровнем развития путей сообщения с круглогодичной эксплуатацией.
Основной объем грузов в республику завозится в короткий навигационный период речным транспортом, доля которого в грузообороте республики составляет 60 процентов. Завоз остальной части грузов обеспечивается северным завозом. При этом транспортная составляющая в затратах на производство продукции составляет более 40 процентов, что в существующих условиях приводит к снижению конкурентоспособности продукции местного производства, росту цен и тарифов.
Соответственно в случае принятия законопроекта ожидаемо повышение цен на товары и услуги, что приведет к удорожанию жизни на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, усилению социальной напряженности в обществе.
Второе, ключевое чтение законопроекта запланировано на май.