Что влияет на цену авиабилета, и почему долететь до того же Черского порой дороже, чем добраться до Москвы? Об этом в подробностях рассказывает Министр транспорта и дорожного хозяйства Якутии Александр Тарасов.
Александр Тарасов, занимающий пост министра транспорта и дорожного хозяйства региона с 2018 года, в авиационной отрасли работает уже более 40 лет. Поэтому для него вопросы авиации – тема глубоко знакомая. Об этом он умеет говорить просто и понятно. «Представьте себе самолет, который только что приземлился на аэродроме. Допустим, наш Ан-24, – рассказывает он. – К нему тут же подходят разные службы – заправщики топлива, аэронавигация, метеообеспечение, техническая служба, буксировка, бортпитание и другие. Каждому из них нужно заплатить, это сказывается на цене авиабилетов. Вот один момент. Второй связан с авиатопливом, которое сегодня очень дорогое. Его стоимость в республике значительно превышает российские показатели. Ко всему прочему самолеты, эксплуатирующиеся сейчас на межулусных рейсах, не имеют топливоэкономичных двигателей. Высокий размер аэропортовых сборов в районах, связанный с низким пассажиропотоком, тоже влияет на стоимость. Таким образом, цена на авиабилет создается из разных составляющих».
Кроме того, по словам Александра Тарасова, на самолеты, летающие в отдаленные северные и арктические районы республики, не делают полную загрузку пассажиров. Чтобы долететь до Черского, рассчитанное на 48 мест воздушное судно возьмет максимум 25 пассажиров, остальное – топливо. Все, потому что до Черского самолету нужно в два раза больше топлива, чем до того же Мирного или Нерюнгри. Естественно, за счет неполной загрузки воздушного судна цена билета тоже возрастает.
«Чтобы как-то снизить расходы на авиатарифы для населения республики действуют две программы субсидирования пассажирских авиаперевозок: внутриулусные по социально значимым маршрутам и внутрирегиональные авиаперевозки от районных центров Арктической зоны до аэропорта Якутск и обратно, – продолжает министр транспорта и дорожного хозяйства Якутии. – Механизм субсидирования внутрирайонных авиаперевозок реализуется с 2002 года и позволяет снижать авиационные тарифы для всего населения без возрастных ограничений. К слову, сейчас пассажирские перевозки выполняются в 23 районах республики, из них 13 – это арктические улусы».
Размер выделяемой субсидии с каждым годом растет, отмечает министр. Если в 2002 году, когда программа субсидирования только начала работать, объем составлял всего около 7,5 млн рублей, то в 2019 году эта цифра достигла 332 млн. В 2018 году в Якутии был выполнен 1 091 рейс, а уже в текущем году республика должна выполнить 1 194 рейса. По итогам первого полугодия 2019 года выполнено 395,5 социально значимых авиарейса, перевезено 9 098 пассажиров, освоена субсидия в размере 115, 5 млн рублей.
В программу внутрирегиональных пассажирских авиаперевозок, в перечень субсидируемых маршрутов включены 14 направлений. Программа рассчитана для граждан РФ в возрасте до 23 лет (включительно) и старше 55 лет. Квота субсидируемых мест составляет 2-3 в одну сторону полета. Скидка на спецтарифы составляет 50 % от экономически обоснованных авиатарифов. На 2019 год предусмотрена субсидия в размере 82,4 млн рублей, рассчитанная на перевозку 6,8 тыс. пассажиров. По итогам первого полугодия 2019 года льготными авиаперевозками по данной программе воспользовалось 2 686 пассажиров на общую сумму субсидии 33 095,4 тыс. рублей.
«На этом работа над разработкой программ субсидирования не заканчивается. Сейчас одна из главных задач – это разработка отдельной программы для субъектов Дальневосточного федерального округа», – отметил Александр Тарасов. По его словам, Правительство Якутии уже внесло предложения в Минтранс России, Минвостокразвития России о разработке такой программы в целях оказания поддержки на организацию внутрирегиональных перевозок пассажиров воздушным транспортом с субсидированием пассажирского тарифа без возрастных ограничений. Сейчас этот вопрос находится на рассмотрении рабочей группы Минвостокразвития России.