22 октября для участия в отгрузке первой партии СПГ приехали представители монгольской компании. С ними встретился генеральный директор АО «АК «ЖДЯ» Василий Шимохин, производители СПГ (ООО «Сжиженный природный газ») и участники перевозочного процесса (ООО «СиТЭК», ООО «Якутское контейнерное агентство»).
Как отметил Василий Шимохин, данному мероприятию предшествовала большая двухлетняя подготовительная работа, проводился обмен мнениями, состоялась не одна встреча, были рабочие поездки и переговоры. Представители монгольской компании знакомились с производством СПГ в Нижнем Бестяхе, а представители Газпромэкспорта выезжали в Монголию. Производство СПГ на станции Нижний Бестях удалось организовать благодаря группе месторождений, которые обеспечивают город Якутск и разветвленной сети газопроводов, по технологии, разработанной предприятием ООО «СПГ» совместно с ООО НПК «НТЛ». Запущенное производство пока обкатывалось, закрывая потребности компании «Железные дороги Якутии» для обеспечения станций и разъездов электроэнергией и теплом. К слову, газифицировано 8 железнодорожных станций, расположенных на значительных расстояниях (до 900 км) от производства СПГ. В настоящее время АО «АК «ЖДЯ» является единственной железной дорогой в России, где вопросы использования СПГ нашли комплексное решение. Теперь излишки объемов СПГ будут экспортироваться в Монголию.
«Первый шаг, который делает ЖДЯ - это большой шаг для всех железных дорог страны. Это ключевое событие, потому что в России до сегодняшнего дня по железным дорогам этот продукт еще не возился в танк-контейнерах. Был решен вопрос производства этих контейнеров на Уралвагонзаводе, их сертификация для перевозки СПГ, были приобретены платформы в Чебоксарах для перевозки крупнотоннажных контейнеров именно под этот проект. Якутия стала экспортером газа наравне с Ямалом и Сахалином. Это большое событие для республики, которая стала шестым регионом России, экспортирующим сжиженный природный газ за пределы РФ. Надо сказать, что опытная перевозка метана – это всерьез и надолго, так как в экспорте СПГ заинтересован ПАО «Газпром» и есть реальная возможность нарастить эти объемы до 250-500 тысяч тонн. Для компании «Железные дороги Якутии» отгрузка СПГ на экспорт позволит увеличить загрузку железной дороги именно в обратном направлении. Это очень важный фактор, поскольку в настоящее время в обратную сторону дорога загружена не более чем на 15%.» - подчеркнул Василий Шимохин.
При организации опытной перевозки стоит отметить четкое взаимодействие и слаженную работу якутских железнодорожников с ОАО «РЖД», благодаря которой СПГ был доставлен в минимальные сроки, что крайне важно для данной номенклатуры грузов.
Впрочем, с момента сдачи участка Томмот – Нижний Бестях бизнес пересматривает схемы доставки, пересчитывает цены, расценки и уже процесс обратной загрузки начинается. К примеру, летом была перевозка цемента, осуществлено несколько опытных перевозок леса, ОАО «ЛОРП» завезено баржой первые 5 тысяч тонн каменного угля, отправка которого предусмотрена в сторону Алдана и Нерюнгри для нужд ЖКХ.
Пресс-служба АО «АК «ЖДЯ».