Ведомство отказалось финансировать строительство как минимум до 2024 года. Деньги из федерального бюджета — почти 48 млрд рублей — пойдут на другие проекты, которые уже начали строить, сообщили Forbes в пресс-службе Минтранса. Стройку планировали начать в 2021 году, а закончить в 2025 году. В середине июля 2020 года вице-премьер Марат Хуснуллин после встречи с главой Якутии Айсеном Николаевым даже поручил проработать вопрос об ускорении строительства моста, чтобы сдать его на год раньше — в 2024 году.
Падение экономики из-за пандемии вынудило Минфин при составлении бюджета сократить расходы на 2021 год. И в итоге бюджетные средства направят «в первую очередь на завершение строительства начатых объектов, а также на цели национальных проектов», сообщили Forbes в пресс-службе Минтранса. «В связи с этим федеральным финансированием строительство моста через Лену не обеспечено», — добавили там. Ранее «Ведомости» со ссылкой на источники писали, что Минтранс не захотел перераспределять на мост средства из других своих проектов и готов был поддержать строительство моста только при условии дополнительного финансирования, но в деньгах отказывал Минфин.
Без прямого финансирования проект невозможно сдать в 2024 году, а начать строительство в 2021 году будет достаточно сложно, считает гендиректор агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.
Представитель Минтранса заявил, что в «ближайшее время» соберется межведомственная комиссия по отбору проектов дорожного строительства в регионах, где обсудят, как еще можно профинансировать этот проект. По словам источника Forbes, близкого к одному из участников проекта, «есть надежда», что мост через Лену включат в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры объемом в 3 трлн рублей. Тогда у проекта снова появится шанс получить федеральное финансирование. Но решение могут принять только в следующем году, говорит собеседник Forbes.
«Ведомости» ранее писали, что власти Якутии ранее уже предлагали альтернативные варианты господдержки — например, концессионер может выпустить инфраструктурные облигации. Или привлечь средства за счет выпуска гособлигаций. Но проект в текущем виде не предусматривает финансирование из этих источников.
Представители ВИС и Ростеха переадресовали вопросы Forbes в правительство Якутии. Forbes направил его представителю запрос и ожидает ответа.
Жители Якутии ждут появления моста через реку Лену более 10 лет. На левом берегу реки — в Якутске и других населенных пунктах региона — живет около 600 000 человек, а это больше половины населения Республики Саха (Якутия). Эта часть Якутии связана с остальной Россией только паромной переправой, зимой автомобили добираются до федеральных трасс по замерзшей Лене. Несколько месяцев в году, когда лед тонкий, местные жители могут попасть на другой берег только по воздуху.
Возможность построить мост президент Владимир Путин поручал рассмотреть еще в 2006 году. В марте 2014 года проект был максимально близок к реализации, тогда власти выбрали консорциум строителей. В него вошли в том числе ВТБ и «УСК «Мост» Руслана Байсарова F 187. Проект стоил 64 млрд рублей, и из федерального бюджета планировалось выделить 54,4 млрд рублей, остальное — за счет концессионера. Однако после присоединения Крыма чиновники решили, что проект Крымского моста нужнее, и перебросили финансирование туда. Спустя еще шесть лет про проект вспомнили снова: глава республики Айсен Николаев написал письмо в Кремль с просьбой поддержать проект. И Путин его одобрил, поставив на письме Николаева резолюцию «Ситуация дозрела до реализации проекта».
Сегодня проект строительства моста через Лену стоит более 83 млрд рублей. В феврале 2020 года Якутия заключила соглашение на 25 лет с «Восьмой концессионной компанией» (66,6% принадлежит группе ВИС Игоря Снегурова, 33,4% – компании «РТ — развитие бизнеса», входящей в «Ростех»). Концессионер обязался вложить в проект 29 млрд рублей, еще 6,4 млрд рублей выделяет правительство Якутии. Из федерального бюджета на проект выделяли 47,9 млрд рублей.
По плану легковые автомобили смогут ездить через Лену бесплатно, а для грузовиков оплата составит 1000-4000 рублей. Протяженность моста — 3 км, подходов к нему — 11 км.
Фото Гаврила Старостина / ТАСС.
Forbes.