Добывать алмазы сейчас выгоднее, чем нефть, учитывая ограниченность запасов, затраты на добычу и цены, отмечает управляющий партнёр Polarctic Capital, экс вице-президент «АЛРОСА» Александр Паршков.
ООО «Арктическая Горная Компания» (АГК) существует с 2015 года. Хотя по регистрационным данным Людмила Николаева появилась в числе её совладельцев чуть более года назад, фактически она инвестировала в компанию с 2016 года, когда АГК получила лицензии на геолого-разведочные работы на месторождениях в якутской Арктике в Хатыстахе и Беенчиме, объяснил источник «Открытых медиа».
В это время муж Людмилы Айсен Николаев был мэром столицы республики, города Якутска. Николаева значится миноритарием инвесткомпании «Поларктик капитал» (входит в группу Polarctic Capital), созданной для привлечения средств в развитие АГК, но не владеющей долей в этой компании, уточняет другой совладелец АГК и «Поларик капитала», заместитель гендиректора по коммерции АГК Андрей Новиков. По его словам, АГК уже привлекла 70 млн рублей инвестиций в геологоразведку на своих месторождениях.
В числе партнёров жены главы Якутии по «Арктической Горной Компании» — экс-гендиректор горнорудной компании «Леназолото» Павел Андреев (20%), совладелец «Малого Инновационного предприятия „Графен“»Роман Ноговицын (15%), совладелец «Полярной горной компании» Сергей Граханов (15%) и фирма «Поларктик Менеджмент» (10%), указано в «Контур. Фокус». «Поларктик менеджмент» в свою очередь принадлежит жене замгендиректора по коммерции Андрея Новикова Елене Колган (у нее 75%), гендиректору крупного импортёра очковой оптики «Роденшток Рус» Елене Ковалёвой (18,8%) и Анне Орешниковой, директору специальных проектов JetBrains (6%).
«Поларктик менеджмент» входит в инвестиционную группу Polarctic Capital.
У управленческой команды АГК большой опыт работы в алмазной индустрии. Гендиректор компании Андрей Карху более 20 лет работал главным инженером в крупнейшем в мире предприятии по добыче алмазов на рассыпных месторождениях — АО «Алмазы Анабара», дочерней структуре «Алроса». Заместитель гендиректора по коммерции Андрей Новиков был директором проектов по России алмазного дилера Diamond Trading NV (Бельгия) и китайского трейдера Delta Tau Diamond (Shanghai). Совладелец АГК Граханов — геолог в ОАО «Алмазы Анабара» и главный геолог ОАО «Нижне-Ленское». За последние 20 лет он открыл несколько рассыпных месторождений алмазов в Якутии. Граханов входит в профильный комитет Государственной комиссии по запасам Минприроды РФ. Среди дилеров, продающих алмазы АГК, — крупнейшие мировые продавцы алмазов нидерландская Diamond Trading NV, китайская Deltatau Diamond (Shanghai) и индийская Diarough Corp.До 2015 года лицензии на алмазные месторождения выдавались только группе «АЛРОСА», входящей в число крупнейших алмазодобывающих компаний мира (по данным самой группы и аналитиков из Bain&Co, в России на неё приходится 95% добытых алмазов, а в целом по миру — 25%, запасы месторождений группы оцениваются более чем в 1,18 млрд карат). С 2015 года якутское Управление по недропользованию стало выдавать лицензии на месторождения другим компаниям. Сегодня такие лицензии кроме АГК есть у государственного холдинга «Росгеология», компании «Арктик Капитал» бизнесмена Матвея Евсеева и других структур.
Пока у АГК действуют лицензии на геолого-разведочные работы в Хатыстахе и Беенчиме с 2016 по 2023 годы и на поверхностное бурение до 100 метров с 2017 по 2023 год. По прогнозу компании, ресурсы Хатыстаха при разработке на глубину 10−200 м оцениваются примерно в 30 млн карат, а россыпи в Беенчиме — в 1,7 млн карат. Это сопоставимо с годовым объёмом добычи ещё одного лидера мирового алмазного рынка, компании De Beers.
На Хатыстахском месторождении преобладают мелкие камни хорошего качества учётной стоимостью $15−33 за карат. В Беенчиме качество камней ниже, что компенсируется большими размерами алмазов и более высокой средней учётной стоимостью — около $90 за карат. АГК ожидает, что извлечённые на месторождениях алмазы будут от 0,1 до 4 карат, 80% из них — ювелирного качества. При этом прогнозируется добыча отдельных камней в 10 карат и больше. В целом свои месторождения компания оценивает в $958,7 млн. Оценка подтверждена независимой экспертизой международной консалтинговой компании SRK Exploration Services, а аудит АГК провела ФБК Grant Thornton.
«Беенчиме — классическое россыпное месторождение, Хатыстах — рассыпное месторождение, под которым, по оценкам геологов, находится редкое лампроитовое месторождение алмазов. АГК с 2016 года занимается геологоразведкой обоих рассыпных месторождений на глубинах до 10 метров и в перспективе планирует изучить Хатыстахский участок до глубины 100 метров», — рассказал ОМ замгендиректора по коммерции АГК Андрей Новиков.
После завершения разведки и подтверждения запасов АГК намерена получить лицензии на промышленную добычу алмазов, сейчас компания ищет новых инвесторов для этого, говорит он. По его словам, АГК рассчитывает получить прибыль в 2024 году и выплатить первые дивиденды владельцам.
В администрации республики не прокомментировали планы АГК и участие супруги главы региона в компании.
В лампроитовых месторождениях алмазы выталкиваются на поверхность в местах разрыва после столкновения плит. Камни в таких месторождениях, как правило, некрупные, находятся на глубине до 100 метров. Более распространённые месторождения алмазов — кимберлитовые трубки — появились в результате естественного взрыва породы, в них алмазы залегают глубже, до нескольких километров под землей, зато по размеру они крупнее.
Хатыстах и Беенчиме находятся на территории Леноанабарской алмазоносной субпровинции, где добыты сверхкрупные алмазы редких цветов: розовый «Призрак Розы» (27,85 карат), ярко-жёлтый алмаз — «Жар-птица» (34,17 карат), алмаз «Творец» (298,48 карат). В феврале 2021 года «Алроса» объявила о добыче ещё одного жёлтого алмаза на 100 карат в этой же провинции. «Призрак Розы» после огранки на предприятии «Бриллианты Алроса» был продан в ноябре 2020 года на аукционе Sotheby’s за $26,6 млн неизвестному покупателю.
Работы на месторождениях АГК сейчас по договору подряда ведёт дочерняя структура «АЛРОСА» — «Алмазы Анабара», сообщили ОМ в пресс-службе «АЛРОСА».
«Первые работы по разведке мы проводили практически лопатами. Потом планировали сами закупать технику, но из-за пандемии коронавируса у „АЛРОСА“ высвободились производственные ресурсы, и мы смогли подключить к этим работам с марта этого года её дочернюю компанию. Выбор подрядчика очевиден — это единственная компания, которая добывает алмазы в нашем операционном регионе, за более чем 20 лет накопила большую экспертизу», — объясняет Новиков.
Как занимается бизнесом семья руководителя Якутии
Доля в алмазодобывающей компании — в перспективе самый доходный бизнес Людмилы Николаевой, но далеко не первый в её практике. С 2004 года ей принадлежали оптовая компания «Якутснаб», «Табагинская лесопильная компания», продавец фармпродукции «Передовые медицинские технологии», а также коммерческая недвижимость. Торговые фирмы и лесопилка сейчас ликвидированы, а доли в компаниях-владельцах недвижимости (17,1% — ООО «Строительный рынок» и 25% — ООО ТД «Строительный рынок») Людмила в феврале 2021 года передала старшей дочери Анне Николаевой. «Строительный рынок» получил в 2019 году выручку в 41,9 млн рублей, ТД «Строительный рынок» — 30,4 млн рублей. Ещё Анна возглавляет ресторан здорового питания «Зелёный город» в Якутске.
С алмазной индустрией Людмила Николаева хорошо знакома. С 2005 года она работала в «Алмазэргиэнбанке» — уполномоченном агенте правительства Республики Саха по обслуживанию инвестиций в добывающие отрасли. Также это банк алмазодобывающего АО «Нижне-Ленское», подконтрольного группе «Алроса». К 2010 году Николаева стала руководителем департамента корпоративного бизнеса, заместителем председателя правления «Алмазэргиэнбанка», с 2010 по 2014 год работала первым заместителем председателя правления, а в 2014 году была назначена председателем правления банка.
Айсен Николаев, супруг Людмилы Николаевой, в 2012 году стал мэром Якутска, столицы республики, пробыв на этом посту до 2018 года. В 2018 году он был избран главой республики. После этого его жена перестала возглавлять правление «Алмазэргиэнбанка», оставшись советником предправления.
Айсен Николаев гордится своей женой и называет её одним «из лучших финансистов нашей республики». Её доходы всегда выше, чем у мужа. Так в 2019 году Людмила Николаева заработала 21,1 млн, а Айсен Николаев — чуть больше 8 млн рублей, указано в их декларациях.