Если «Эльгауглю» нужно больше провозных мощностей, то, как считают в правительстве, он может построить собственную ветку Эльга — Чумикан. В самой компании говорят, что примут решение о строительстве собственной ветки не ранее чем через два года, когда завершат необходимые изыскания. Но, по мнению экспертов, ажиотажный спрос на уголь идет на спад и новые мощности могут уже не понадобиться.
Аналитики полагают, что собственная ветка не взамен, а в дополнение к стройке ОАО РЖД, «Эльгауглю» вряд ли понадобится. По мнению управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, ажиотажный спрос на уголь, который был вызван противоречиями Китая и Австралии, будет снижаться. В этой связи, считает эксперт, вероятность того, что Эльге потребуется сильно больше провозной мощности, невелика. Цены на уголь также будут снижаться и это, возможно, уберет с восточного направления уголь более дешевых марок, что освободит провозные мощности, полагает Гришунин.
Якутские угольные месторождения были включены в программу расширения БАМа на втором этапе, который завершается в 2024 году, однако и близко не в том объеме, который заявили собственники крупнейших месторождений региона: 31,6 млн тонн против 63,6 млн тонн к 2025 году. В марте Владимир Путин поручил решить эту проблему, не исключив использования средств ФНБ. В итоге возникла развилка: в одном варианте ОАО РЖД расширяет БАМ под новые объемы, проводя работы большего или меньшего масштаба, а в другом — «Эльгауголь» уводит свои объемы с общей инфраструктуры на собственную ветку Эльга—Чумикан.
«Эльгауголь» готов был строить новую ветку при условии, что в течение пяти лет будет иметь приоритетный доступ к общей инфраструктуре, чтобы потом уйти на собственную и даже платить штраф при выезде на общую. Власти не были готовы предоставлять приоритетный доступ, который ущемит грузоотправителей других регионов.
В итоге сошлись на варианте, при котором ОАО РЖД расширяет инфраструктуру БАМа на 332,6 млрдрублей, обеспечивая вывоз 16,6 млн тонн эльгинских объемов к 2027 году, и привлекает на это 188 млрдрублей из средств ФНБ.
Исходя из указанных компанией сроков и текущего графика создания мощностей под Якутию, к моменту, когда инвестрешение будет принято, работы на БАМе, ориентированные на эльгинский груз, уже будут идти полным ходом.