Кратко напомним, что ранее в публикации "Коррупция перекрывает кислород якутским больницам?" мы рассказали историю о том, как якутскими чиновниками в октябре 2021 года без проведения торгов якобы с единственным поставщиком был заключен госконтракт на поставку жизненно важного в условиях пандемии кислородного оборудования с микроорганизаций-посредником ООО «Диомед», ранее не имевшем опыта поставки подобных изделий.
Фактически закупка кислородных станций для производства кислорода была осуществлена по требованию главы республики Айсена Николаева. И это его поручение, с нашей точки зрения, является вполне разумным и обоснованным, так как беглый просмотр госзакупок показывает, что за два года пандемии из бюджета республики были потрачены сотни миллионов рублей на закупку кислорода и доставку для медицинских учреждений. Так, к примеру, только в октябре-декабря прошлого года ГБУ "Якутская республиканская клиническая больница" заключило без проведения торгов три госконтракта на поставку кислорода на общую сумму почти в 150 млн рублей. Ответ на вопрос: что лучше купить, рыбу или удочку, в данной ситуации очевиден.
Однако чиновники минздрава, исполняя поручение главы республики, пошли "своим" путем. Так, простое сравнение стоимости поставляемых посредником ООО "Диомед" в Якутию концентраторов модели «Провита» с ценами у иных поставщиков в других регионах, в том числе непосредственно у производителя ООО «Научно-производственная компания «Провита», показало существенную разницу в ценах на десятки миллионов рублей.
Но, как выясняется, высшие должностные лица республики были осведомлены об этом задолго до того, как об этом узнало население. Так, в ноябре прошлого года, накануне перечисления в адрес ООО «Диомед» 100 процентного аванса в размере 620 млн на основании контракта от 29 октября 2021 года, председатель правительства Якутии Андрей Тарасенко поручил Министерству финансов республики, возглавляемому Валерием Жондоровым, провести внеплановую камеральную проверку определения и обоснования цены данного контракта.
Ее проведение приказом заместителя министра финансов Октябрины Никоновой от 22 ноября было поручено заместителю руководителя второго отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Андрею Дьяконову.
Уже 25 ноября Дьяконовым проверка была завершена и составлен акт, в котором фактически были перечислены нарушения при определении и обосновании цены контракта и указано, что «правом подписи денежных средств и расчетных документов» с 20 октября, то есть в период заключения и оплаты контракта, обладает и.о. министра Лена Афанасьева.
Из акта проверки следует, что 13 октября распоряжением правительства республики выделено на приобретение кислородных концентраторов из резервного фонда 620 898 000,00 рублей. Именно на эту сумму и был заключен 29 октября контракт с ООО «Диомед».
Цена контракта была определена в результате изучения рынка цен, проведенного на основании ст. 22 Закона о контрактной системе и приказа Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 номер 567, путем направления должностными лицами минздрава Якутии запросов о предоставлении коммерческих предложений в адрес 10-ти потенциальных поставщиков.
В нарушение требований закона «указанные запросы не содержат информацию о необходимых конкретных характеристиках приобретаемого оборудования, предполагаемых сроках проведения закупки, сроках поставки, монтажа и пуско-наладочных работ, требованиях к гарантийному сроку и иных существенных условий исполнения контракта», что предусмотрено пунктом 3.10 приказа Минэкономразвития РФ.
То есть, можно сказать, что ряд потенциальных поставщиков получили в октябре от минздрава республики запросы в стиле «поставьте то, сами точно не знаем что, и когда».
Также, Дьяконовым был сделан вывод: несмотря на то, что согласно пункту 3.7 приказа Минэкономразвития РФ при изучении рынка цен следует осуществить несколько процедур, то есть не только направить запрос коммерческих предложений, но и разместить соответствующий запрос на сайте госзакупок, осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов (на сайте госзакупок), ранее заключенных заказчиками и т.д., должностными лицами Минздрава республики… ничего этого сделано не было.
Как установил проверяющий минфина, фактически цена контракта в 620 млн была определена на основании лишь трех коммерческих предложений, полученных от ООО «Диомед», ООО «Медицинские инженеры» и ООО «Техномед».
То есть, к примеру, чиновники минздрава Якутии на полном серьезе направили запрос на поставку кислородного оборудования на полмиллиарда рублей в Санкт-Петербургскую компанию ООО «Медицинские инженеры», которая с момента своего создания в 2016 году, не имея опыта поставки кислородных концентраторов, заключила всего лишь 9 госконтрактов на 20 млн рублей. Как говорится, без комментариев.
Далее, проверяющим минфина республики сделан вывод: несмотря на то, что, направленными минздравом республики запросами коммерческих предложений срок предоставления ответов на основании пункта 3.10.4 приказа Минэкономразвития РФ был установлен до 4 октября , коммерческое предложение ООО «Диомед», на основе которого и была в итоге определена цена, датировано только 21 октября, то есть оно представлено с нарушением этих сроков.
Соответственно, возникает вопрос, а для кого тогда чиновники установили требование о представлении всеми потенциальными поставщиками коммерческих предложений до 4 октября? У ООО «Диомед» в этом плане какие-то поблажки?
Следует отметить, что проверяющий минфина Андрей Дьяконов в силу каких-то причин не указал в акте проверки еще одно нарушение, допущенное должностными лицами минздрава республики при определении цены контракта, несмотря, что в самом акте привел норму закона, которая была нарушена.
Так, согласно пунктам 3.7.1, 3.9 приказа Минэкономразвития РФ запросы о предоставлении ценовой информации следует направлять поставщикам, обладающим опытом поставок соответствующих товаров, в то время как, согласно данным ИАС Seldon, ни ООО «Диомед», ни ООО «Медицинские инженеры» не имеют подобного опыта и таких государственных контрактов ранее не заключали.
И что же в итоге вы думаете, минифин Якутии как контрольный орган в сфере госзакупок, установив многочисленные нарушения при определении цены контракта с ООО «Диомед», потребовал его расторгнуть, проявляя заботу о госбюджете?
Вы не поверите, но, описав в акте проверки приведенные выше нарушения, заместитель руководителя второго отдела Департамента бюджетно-финансового контроля Минфина Якутии Андрей Дьяконов в резолютивной части акта указал, что «проверкой определения и обоснования цены государственного контракта, заключенного с единственным поставщиком, нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд… не установлено»…
И уже на следующий день, согласно платежному поручению, московской микроорганизации-посреднику «улетело» в Москву из государственного бюджета республики 620 млн рублей.
Как расценить подобные действия должностных лиц Минфина? Как служебный подлог? Ни заместитель министра Ольга Никонова, ни сам министр финансов республики Валерий Жондоров, ни министр здравоохранения Лена Афанасьева, ни председатель Правительства Андрей Тарасенко, назначивший эту проверку, ознакомившись с актом проверки и описываемыми в нем нарушениями, не задались вопросом, а почему его описательная часть противоречит резолютивной? Или никто из них акт проверки и не читал?
Неужели для них не очевидно, что коммерческое предложение ООО «Диомед» просто подогнали под выделенную из бюджета сумму? (13 октября вышло соответствующее постановление, а 21 октября появилось коммерческое предложение ровно на выделенную из бюджета сумму). Почему никто из этих должностных лиц не задался вопросом, а почему, закупая оборудование модели «Провита», не был получен прайс-лист от его производителя - ООО «Научно-производственная компания «Провита»?
Почему все эти должностные лица не потребовали устранить нарушения, выявленные минфином, и, к примеру, предоставить копии государственных контрактов с сайта госзакупок на поставку аналогичного оборудования, как это предусмотрено пунктом 3.7 приказа Минэкономразвития РФ?
Может, потому, что они знали, что буквально в августе этого же года ГБУЗ «Республиканская клиническая инфекционная больница» (Бурятия) закупила кислородные концентраторы модели «Провита-1000» по 27,9 млн за штуку, в то время как в контракте с ООО «Диомед» их стоимость составила 40,1 млн рублей (всего 12 шт. на 481 млн рублей)?
Если вы думаете, что это один сигнал, ставящий под сомнение законность государственного контракта на620 млн, полученный якутскими чиновниками, курировавшими эту закупку, то ошибаетесь.
23 ноября в Управление антимонопольной службы по Якутии обратилось с жалобой на минздрав республики ООО «Эвелина» (зарегистрировано в Якутске), которое прямо заявило, что 20 октября ими было представлено в министерство коммерческое предложение на поставку кислородных концентраторов на несколько десятков миллионов рублей дешевле, а также с более улучшенными техническими характеристиками, чем у московской компании.
Когда мы ознакомились с этой жалобой, тут же возник первый вопрос: в акте проверки минфина от 10 декабря указано, что в минздрав поступило всего три ответа на запросы коммерческих предложений, последнее от ООО «Диомед», датированное 21 октября. А где же коммерческое предложение ООО «Эвелина» от 20 октября? Выходит, что должностные лица минздрава просто скрыли его от проверяющих?
30 ноября руководитель Якутского УФАС Юрий Игнатьев создал комиссию для проведения проверки, в которую вошли четыре проверяющих во главе с начальником отдела контроля закупок Тихоновой Н.В.
Уже 10 декабря проверяющие пришли к однозначному выводу, составив акт проверки: «в нарушение требований части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, Министерством здравоохранения РС(Я) с ООО «Диомед» неправомерно [незаконно - SN] заключен государственный контракт 29102021/1 от 29.10.2021». Как установили проверяющие, у чиновников было достаточно времени для того, чтобы провести конкурентные торги (аукцион), а не заключать контракт с единственным поставщиком.
Кроме того, антимонопольный орган выявил иные нарушения: «в уведомлении [о заключении контракта с единственным поставщиком, - SN], направленном заказчиком (минздравом) в министерство финансов РС(Я), не указано обоснование заключения контракта, что свидетельствует о нарушении требований ч.2 ст. 93 Закона о контрактной системе. Также, в нарушение ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе заказчиком информация о заключенном контракте от 29.10.2021 г. включена в реестр контрактов с нарушением регламентированного срока, а именно только 26.11.2021 г.».
Жалобу ООО «Эвелина» в части доводов о завышении стоимости поставляемого оборудования УФАС по Якутии направило в министерство финансов Якутии «для рассмотрения в рамках представленных полномочий».
Таким образом, минфин республики после 10 декабря получил из УФАС по Якутии второй, уже конкретный сигнал - заявление якутской компании-поставщика, что цена закупаемого кислородного оборудования по контракту с московской микроорганизацией завышена, с учетом того, что министерство уже с 25 ноябряобладало актом проверки в отношении этой закупки, в котором были описаны нарушения при обосновании цены.
Пошел третий месяц… но мы так и не нашли на сайте госзакупок информации о результатах рассмотрения Минфином республики жалобы ООО «Эвелина» о завышении стоимости кислородного оборудования при его закупке по полумиллиардному контракту.
Что касается якутской антимонопольной службы, то по результатам проверки ею был сделан вывод об отсутствии необходимости выдавать предписание минздраву Якутии с требованием устранения нарушений, так как контракт на тот момент был уже заключен, что вполне логично, учитывая, что в этом случае расторгнуть его может только суд.
Но были бы вполне логичными и законно обоснованными дальнейшие действия антимонопольщиков по обращению в суд с иском о признании госконтракта между минздравом и ООО «Диомед» - ничтожной сделкой, как того требует закон: статьи 168, 449 Гражданского кодекса, статьи 16, 17 Закона о защите конкуренции. Существует обширная судебная практика, когда антимонопольные органы доводят дела таким образом до логического конца (к примеру, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу А75-5603/2018 и т.п.).
Однако, по прошествии двух месяцев после завершения проверки и выводов о незаконности заключенного контракта, в картотеке арбитражного суда Якутии так и не появилось (не зарегистрировано) соответствующее исковое заявление антимонопольного органа республики. Простили и забыли?
Судя по официальному ответу минздрава республики на нашу публикацию "Коррупция перекрывает кислород якутским больницам?", чиновники и не думают расторгать госконтракт с ООО «Диомед», а наоборот активно ведут работу по его исполнению. При этом фактически наплевав на акты проверок минфина и УФАС по Якутии, ими официально заявлено об отсутствии каких-либо нарушений при обосновании цены контракта и его заключении без проведения торгов.
Более того, несмотря на очевидные факты, что поставщик ООО «Диомед» вопреки приказу Минэкономразвития РФ не имеет опыта заключения в последние три года и исполнения госконтрактов на поставку кислородных концентраторов, чиновники минздрава не моргнув глазом наврали, заявив на своем официальном сайте, что «при заключении контракта учитывались опыт и квалификация[поставщика - SN]».
Начав лгать, они продолжили и дальше, заявив, что «срок поставки в 109 дней один из самых минимальных, на которые заключаются госконтракты на поставку кислородных станций». Однако, просмотрев, к примеру, два госконтракта на поставку кислородных концентраторов в Томскую область и в Севастополь, заключенных в ноябре прошлого года с ООО «Научно-производственная компания «Провита» (производителем), вы обнаружите, что срок их поставки составил всего лишь 24 и 43 дня соответственно.
Такая откровенная ложь со стороны чиновников, вопреки всем ранее сделанным выводам проверяющих, позволяет предположить о наличии сложившейся в республике системы попустительства госорганов в отношении закупок, обладающих коррупционными признаками.
Егор ДАВЫДОВ,