С 2015 года и на первое полугодие 2018 года из бюджета на проведение капремонта в многоквартирных домах и деятельность, связанную с ней, было предусмотрено 1,8 млрд рублей. Главным распорядителем бюджетных средств выступает министерство ЖКХ и энергетики республики. По основному назначению расходовано 1,6 млрд рублей. 287,8 миллионов из этой суммы направлены в муниципальный бюджет на ремонт 44 многоквартирных домов. А 1,3 млрд рублей получили Фонд капитального ремонта республики и ТСЖ. Из этих средств более 1 млрд расходовано на капремонт 561 жилого дома, а 222 млн рублей — на обеспечение деятельности фонда.
8,1 млн рублей фонд заработал, храня на банковском счету 111,8 млн рублей, на которые насчитывался процент. «На основании подтверждений ежедневного остатка банком начислены и выплачены проценты в сумме 8 105,5 тысяч рублей, при этом указанные доходы и их использование в отчетах, представленных в МинЖКХ, не отражены», — говорится в отчете счетной палаты.
Также не представлена информация о целевом использовании за весь период проверки 34,4 млн рублей, в том числе за 2015 год 9,7 млн, за 2016 год 10,9 млн, за 2017 год 13,7 млн рублей.
Отсутствуют фактические документы по расходам полученных субсидий. Отклонения от данных бухгалтерского учета составили 8,8 млн в 2015 году, 7,9 млн в 2016 году, 17,7 млн рублей в 2017 году. Не представлен отчет по расходованию 57,9 млн рублей за три года.
Фонд начислил заработную плату, превышающую объем фонда оплаты труда, на 5,1 млн в 2015 году и на 878 тысяч рублей в 2016 году. Аудиторы считают, что при премировании руководителя, его заместителей и главного бухгалтера за 2015 год на сумму 862,2 тыс., за 2016 год — на 415,9 тыс. рублей не соблюдены пункты Положения об оплате труда, утвержденного министерством ЖКХ. В нарушение условий положения заместители гендиректора получили материальную помощь в сумме 193,3 тыс. рублей. Из них 64,4 тыс. за использованный отпуск в 2014 году.
Счетная палата посчитала необоснованной премию, выданную в 2015 году в размере 1,4 млн рублей, так как имелся перерасход по зарплате на сумму 3,6 млн рублей и отсутствовала актуализация региональной программы во втором квартале 2015 года. В 2016 году за счет субсидий фонд премировал работников на сумму 1 млн рублей. Аудиторы это считают нарушением, поскольку имелся приказ о выдаче премий за счет внебюджетных средств.
2,5 млн рублей фонд направил на рекламу и размещение материалов в СМИ. Из этой суммы не представлены подтверждающие документы по расходам на 2 млн рублей.
21 договор о проведении капремонта на сумму 44,8 млн рублей заключен без проведения открытого конкурса по привлечению подрядных организаций. Это в 2016 году. В 2017 году без торгов заключены шесть контрактов на устранение недоделок на сумму 8,4 млн рублей.
Кроме того, при заключении договоров с ООО «Саха-Ремстрой» на капремонт 13 жилых домов превышен установленный процент (5%) стоимости проектно-сметной документации от общей стоимости работ. Завышение стоимости составило 1,3 млн рублей.
38,2 млн рублей считаются использованными неэффективно. Деньги фонд направил на ремонт 86 многоквартирных домов и подготовку проектно-сметной документации 53 домов. Эти дома позже признаны аварийными и ветхими. Кроме того, аудиторы выявили, что 12,5 млн рублей направлены за работы, которые фактически не выполнены.
Всего по результатам проверки Счетная палата Якутии выявила нарушения на 475,4 млн рублей. Из них сумма нецелевого расходования бюджетных средств составила 27,1 млн рублей.
«Мы не нарушали»
Фонд капитального ремонта прокомментировал некоторые пункты отчета Счетной палаты Якутии. Как пояснили в фонде, по процентам, начисленным на неснижаемый остаток на счету, организация не отчиталась министерству, поскольку это действие не регламентировано Бюджетным кодексом РФ. «Мы должны предоставить ответ по полученным субсидиям. Мы отчитались ровно по сумме субсидий, а полученные проценты в перечень предоставляемой отчетности не входят. Данные средства хранятся на счету и их никто не тратил», — сказали в фонде.
Насчет договоров, заключенных без торгов, фонд поясняет, что это была вынужденная мера. Подрядчики привлекались в единичных случаях, когда генподрядчик не выполнял взятые на себя обязательства. Поэтому фонд вынужденно расторг договора с недобросовестными генподрядчиками и заключил договора с другими организациями, которые смогли завершить работы на объектах. В 2017 году внесено изменение в постановление правительства РФ № 615 — теперь при расторжении контрактов на работы можно привлечь подрядчиков без объявления конкурса.
Фонд также не согласен с выводом аудиторов о превышении сметно-проектной работы от общей стоимости работ. «Необходимо уточнить, что такой методики расчетов нет. Мы взяли за основу пять процентов. То есть подготовка проектно-сметной документации будет равна пяти процентам от предельной стоимости капремонта дома. В процессе общая стоимость работ может снизиться. И вот как раз счетная палата посмотрела по последствиям: была сделана оптимизация, в результате которой пять процентов от стоимости проведенных работ не равны сумме, потраченной на сметную документацию».
Некоторые претензии у проверяющих, по словам руководства фонда, могли возникнуть из-за отсутствия соответствующих документов министерства финансов РФ, разъясняющих порядок финансовых операций.
По поводу домов, которые признаны аварийными и ветхими после капремонта, фонд поясняет, что в момент работ они таковыми не являлись. «В основном это деревянный жилой фонд. Если в доме протекает кровля или в квартирах стоит холод, мы делаем ремонт. Кроме того, ежегодно до первого апреля к нам поступают текущие сведения о многоквартирных домах с указанием их технологического состояния. Эта база ведется Минстроем, куда информация поступает от органов местного самоуправления. В этом году мы дополнительно ввели положение, которым обязываем подрядчика получать у главы поселения письменное подтверждение, что дом на момент начала работ не является аварийным».
«С суммой 27,1 млн рублей нецелевого использования мы не согласны. Будем уточняться, выезжать на каждый объект, работать с подрядчиками, пытаться доказать правомерность действий. Часть нарушений, которые касаются нормативно-правового регулирования, устранили. Работа ведется. Кроме того, подчеркиваем, что проверена деятельность за тот период времени, когда система только становилась. Фонд постоянно планово проверяют различные надзорные органы, поэтому, поверьте, использование средств находится под постоянным наблюдением», — говорит гендиректор организации Влад Пермяков.
Пермяков назначен руководителем фонда летом этого года. Проверка охватила период работы организации, когда ею руководил Леонид Шибаев. Он указал на то, что счетная палата при проверке не привлекала членов комиссии по приемке дома после капитального ремонта, уточнив, что руководитель фонда не осуществляет прием выполненных работ. Шибаев сообщил, что в 2016 году фонд оплаты труда не превышался. «Счетная палата не учла вступившие в законную силу решения арбитражного суда, по которым определена ответственность муниципалитетов за включение в программу капремонта домов, находящихся в аварийном состоянии», — сказал Леонид Шибаев, который руководил фондом с июля 2015 года по сентябрь 2017 года. До него директорами организации были Любовь Кузьмина и Максим Аранин.
Счетная палата Якутии направила уведомление о нарушениях в управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД Якутии. В МВД отказались комментировать, ведется ли проверка по сообщению аудиторов.
На фото: экс-руководитель фонда Леонид Шибаев.