За последние годы выросло число детей, бежавших от родителей, из учебно — воспитательных учреждений, пропавших без вести. Основной причиной усиления этой опасной тенденции является отсутствие надлежащего семейного и общественного воспитания, жестокое обращение взрослых и сверстников, провоцирование несовершеннолетних на бегство и, нередко, толкавшее их к суициду.
Анализ причин и условий, способствовавших совершению суицидов несовершеннолетних за 1 полугодие 2018 года показал, что число самоубийств на территории Республики Саха (Якутия) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 70% (с 7 до 12).
Изучение причин и условий, способствовавших самоубийствам несовершеннолетних, показывает, что основная их доля вызвана семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, конфликтами с одноклассниками, друзьями и др.
Статьей 14 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на органы образования возложена обязанность оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении; выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении и оказывать им помощь в обучении и воспитании детей.
Работа заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, социальных педагогов, психологов и классных руководителей должна строиться в целях формирования законопослушного поведения в отношении указанной категории несовершеннолетних, их 100% вовлечения в дополнительную и летнюю занятость, получения основного общего образования, своевременного выявления фактов семейного насилия и антипедагогических мер, а также оказания им и их семьям индивидуальной педагогической, психологической помощи, привлечению к работе с данными семьями заинтересованных органов профилактики. Ни один случай пропуска занятий по неуважительным причинам, появления в учебном заведении в состоянии токсического, алкогольного, наркотического опьянения не должен оставаться без реагирования со стороны педагогов.
В отношении указанной категории несовершеннолетних, их родителей и по направлениям (предупреждения злоупотребления психоактивными веществами, жестокого обращения, самоубийств, и т.д.) должны составляться индивидуальные планы работы с каждым состоящим на учете учащимся или семьей.
Принято считать, что к «группе риска» по суициду относятся подростки: с нарушением межличностных отношений, «одиночки»; злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие; с затяжным депрессивным состоянием; сверхкритичные к себе подростки; страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней (инвалиды); страдающие от болезней или покинутые окружением подростки; из социально-неблагополучных семей; с семейной историей суицида.
Школа, где подростки проводят треть дня, является основным источником информации о проблемах, возникающих как в отношениях между обучающимися, так и в их семьях. В этой связи, от качества профилактической работы данного органа системы профилактики зависит очень многое.
При выявлении признаков агрессивного поведения у обучающегося, подлежат своевременному установлению и устранению их причины путем бесед с самим подростком, с его друзьями, родителями, классным руководителем.
Семейный кодекс РФ, Федеральный закон №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» возлагают на родителей (лиц, их заменяющих) обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, ненадлежащее исполнение которой может повлечь установленную законом ответственность (ст.5.35 КоАП РФ, ст.ст.69, 73 Семейного кодекса РФ, ст.ст.156, 125 Уголовного кодекса РФ).
У каждого родителя есть возможность принять участие в профилактике аутоагрессивного поведения не только путем личного общения с ребенком, но и ограничения их от негативной информации, отрицательного влияния окружающих.
С учетом вышеизложенного, законным представителям несовершеннолетних при возникновении сложностей в воспитании детей, во взаимоотношениях с ними необходимо обращаться к квалифицированной помощи школьных педагогов-психологов.
Кроме того, по возникающим вопросам в сфере защиты прав несовершеннолетних, в т.ч. оказания медицинской, психологической, психиатрической помощи, можно получить консультацию по следующим номерам горячих линий:
-Общероссийский детский телефон доверия: 8-800-2000-122;
-Телефон доверия службы экстренного психологического консультирования: 8 800 100-35-50 (круглосуточно, бесплатно со всех телефонов по республике);
-Телефон центра социально-психологической поддержки семьи и молодежи при Министерстве по делам молодежи и семейной политике РС(Я): 7(4112)32-03-37;
-Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения Министерства образования РС(Я): 8 (4112) 42-28-92.
-В случае если Вы узнали о каких либо фактах нарушения прав детей, совершения в их отношении противоправных действий, Вы можете обратиться в следующие организации.
-Телефон доверия МВД по РС(Я): 8 (4112) 42-22-22;
-Телефон доверия Следственного Управления Следственного комитета РФ по РС(Я): 8(4112) 40-31-74, телефонная линия «Ребенок в опасности»: 8(4112) 40-32-37;
-Телефон дежурного прокурора Республики Саха (Якутия): 8 924 469 88 48, либо отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи: 354585.