На днях глава республики Айсен Николаев, комментируя данную тему, озвучил, что нельзя рассматривать этот процесс как массовое сокращение людей и учреждений — речь идет об оптимизации штатных единиц, вызванной необходимостью эффективного расходования средств государственного бюджета. Значит, запланированное мероприятие неизбежно. При этом глава подчеркнул, что сокращения коснутся сверхраздутых штатов административно-управленческого персонала.
Ранее на совместном заседании постоянных комитетов Госсобрания (Ил Тумэн) по здравоохранению, социальной защите, труду и занятости; по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций; по делам молодежи, физической культуре и спорту; бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации, состоявшемся 19 апреля, депутаты рекомендовали органам исполнительной власти до 1 июня разработать «дорожную карту» по постепенному переходу на новое модельное штатное расписание. В эту пятницу, 26 апреля, в Ил Тумэне состоялось очередное совместное заседание постоянных комитетов, на котором заслушана отложенная в прошлый раз информация министра здравоохранения РС(Я) Елены Борисовой.
В работе совещания приняли участие первый заместитель председателя правительства РС(Я) Алексей Стручков, заместитель председателя правительства РС(Я) Ольга Балабкина, заместитель министра экономики РС(Я) Татьяна Лебедева, руководитель департамента социальной сферы министерства финансов РС(Я) Галина Захарова, первый заместитель директора Территориального фонда ОМС РС(Я) Николай Постников, председатель ЯРОО профсоюза работников здравоохранения РФ Людмила Корнилова, председатель комиссии по социальным вопросам Общественного совета при министерстве здравоохранения РС(Я) Иван Егоров, руководитель НП «Якутская медицинская палата», главный врач ГБУ РС(Я) «Якутская городская больница №3» Светлана Давыдова, заместитель начальника по экономическим вопросам ГКУ РС(Я) «Управление здравоохранения г. Якутска при министерстве здравоохранения РС(Я) Мария Ноева, первый заместитель председателя якутской Гордумы Евдокия Евсикова. Органы местного самоуправления республики представила начальник управления экономики администрации МО «Намский улус» Татьяна Бережнева.
Немного статистики
Из доклада, представленного главой Минздрава Якутии, следует, что по состоянию на 1 января 2019 года в системе здравоохранения функционировало 74 юридических лица, в том числе 52 больничные организации, 5 диспансеров, 5 амбулаторно-поликлинических организаций, 1 детский туберкулезный санаторий, 1 санаторий «Бэс Чагда», 1 станция скорой помощи, 1 станция переливания крови, 1 дом ребенка, 3 центра, 1 бюро судебно-медицинской экспертизы, 3 учреждения, не относящиеся по номенклатуре к медицинским организациям.
Сеть медицинских организаций в 2018 году включала в себя 551 обособленное структурное подразделение, в том числе 211 больничных организаций, 38 диспансеров, 71 амбулаторно-поликлиническая организация (в том числе два республиканских центра: СПИД и РЦМП), 1 стоматологическая поликлиника, 2 станции скорой медицинской помощи, 1 станция переливания крови, 10 детских туберкулезных санаториев, 1 санаторий «Бэс Чагда», 1 дом ребенка, 189 фельдшерско-акушерских пунктов, 19 фельдшерских пунктов, 4 организации особого типа (РЦМК, центр «Резерв», ЯРМИАЦ, бюро СМЭ) и 3 организации, не относящиеся по номенклатуре к медицинским организациям.
Больничные организации составляют 3 республиканские больницы, 1 РЦЛФ и СМ, 34 центральные районные (улусные) больницы, 151 участковая больница, 1 детская городская больница, 1 детская инфекционная клиническая больница, 16 городских больниц, 2 туберкулезные больницы, 1 офтальмологическая больница, НПЦ «Фтизиатрия». Диспансеры: противотуберкулезные — 27, психоневрологические — 4, наркологические — 3, кожно-венерологические — 3 и онкологический — 1. В число самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений входят 2 поликлиники, 66 врачебных амбулаторий и 3 центра (СПИД, ЯССЦ, РЦМП).
Больницы оптимизируются — койки реорганизуются
По предварительным расчетам, 57 участковых больниц подлежат реорганизации во врачебные амбулатории, 10 участковых больниц — в офисы врача общей практики, 80 участковых больниц — во врачебные амбулатории с филиалами ЦРБ, 2 участковые больницы — в филиалы ЦРБ, 2 участковые больницы — в фельдшерско-акушерские пункты, 2 врачебные амбулатории — в офисы врача общей практики, 2 врачебные амбулатории — в филиалы ЦРБ, 6 врачебных амбулаторий — в ФАПы, 37 ФАПов — в фельдшерские пункты.
Ликвидации подлежат 4 ФАПа: в селе Якокут Алданского района (77 чел.), селе Кысыл-Деревня Намского района (303 чел.), с. Чаранг Хангаласского района (70 чел.), с. Кысыл-Юрюйя Хангаласского района (252 чел).
В плане — организация 80 филиалов ЦРБ с круглосуточными койками во врачебных амбулаториях, открытие 1 врачебной амбулатории, 2 фельдшерских пунктов. Количество коек на 01.01.19 г. в районных медицинских организациях — 5325, из них в участковых больницах — 817 коек. Планируется сократить 946 коек, количество коек после оптимизации достигнет 4379.
По состоянию на 1 января 2019 г. в районных медицинских организациях предусмотрено всего 18684 штатных единиц, из них 2842 — врачей, 8001 — среднего медицинского персонала, 2844 — младшего медицинского персонала, 4766 — прочего персонала. Всего в районных медицинских организациях 3746 вакантных должностей, из них 983,25 врачебных ставок, 1754,25 среднего медицинского персонала, 312,25 младшего медицинского персонала, 695,25 прочего персонала. Всего в районных медицинских организациях 14923,75 сотрудников, из них руководителей — 231, врачей — 1858, среднего медицинского персонала — 6233, младшего медицинского персонала — 2544,75, служащих — 1132,5, рабочих — 2924.
Сокращению по предварительным данным подлежат 2142 штатные единицы: 102 врачебные ставки, 900 среднего медицинского персонала, 800 младшего медицинского персонала, 146 служащих, 183 прочего персонала. Количество штатных единиц после оптимизации составит 16 542, из них 2740 врачебных ставок, 7100 среднего медицинского персонала, 2044 младшего медицинского персонала, 1186 служащих и 3249 прочего персонала.
Какие они, модельные параметры здравоохранения?
Как было озвучено, сейчас для ввода в 2020 году разработаны модельные штатные расписания для врачебной амбулатории с филиалом ЦРБ (11 шт.ед. — 2 врача, 6СМП, 3 прочего персонала), врачебной амбулатории (6 шт.ед. — 2 врача, 2 СМП, 2 прочего персонала), офис врача общей практики (4 шт.ед. — 1 врач, 1СМП, 2 прочего персонала), фельдшерско-акушерский пункт(2,5 шт.ед), фельдшерский пункт (1,5 шт.ед).
Министр здравоохранения РС(Я) Елена Борисова, завершая свое выступление, подчеркнула, что целью является не оптимизация количества штатных единиц и врачей, а пересмотр формата оказания медицинских услуг с точки зрения их качества и доступности. То есть, если раньше в участковой больнице не было стоматолога, то средства, высвободившиеся в результате реорганизации, сокращения ненужных штатов и коек, можно будет направить на открытие такого кабинета. То же самое можно будет сделать и по другим узким специализациям.
Будет ли жизнь после оптимизации?
Председатель Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я) Петр Гоголев поддержал выступление первого зампреда правительства республики Алексея Стручкова в части того, что нельзя нарушать законодательство. Однако при этом спикер озвучил, что оптимизация должна быть управляемой, постепенной и на все вопросы по последующим рискам должны быть ответы.
Также он поинтересовался, сколько реальных людей затронет сокращение, где они будут заняты в последующем, не получится ли так, что, ликвидируя вакансию, уберут востребованного врача, изучена ли структура сокращаемых вакансий в разрезе каждого района?
Вопросы резонные. И если на предыдущем совместном заседании представители других сфер не озвучили конкретно, сколько людей уйдет под сокращение, то министр здравоохранения озвучила цифру — 500 человек. «Это персонал, где коечный фонд сокращается. Медицинская помощь должна оказываться. В некоторых учреждениях у нас на 1 врача 17 прочего персонала. Так не должно быть», — уточнила министр.
Что касается сокращаемых работников, она заверила, что ведется работа с министерством предпринимательства республики по организации обучающих семинаров и конференций, прорабатывается возможность для открытия частного бизнеса, работы в некоммерческих организациях, чтобы безработные могли участвовать в грантовой системе и оказывать социальную помощь населению.
Наведут порядок в ненормальной теме
Первый зампред республиканского правительства Алексей Стручков дополнительно пояснил: «В действующей структуре участковых больниц предусмотрена 1 ставка врача, остальные — фельдшер или средний медперсонал. То есть услуги в полном объеме не оказываются. Поэтому речь идет о перепрофилировании учреждений, наделении полномочиями, расширении круга и повышении качества услуг, которые могут оказываться во врачебном участке. В соответствии с нормами ФЗ об охране здоровья не предусматривается на первом медико-санитарном звене оказание услуг на уровне круглосуточных коек. Это требование федерального законодательства. Мы сегодня нарушаем его. Дальше мы не можем нарушать. Надо с пониманием относиться. В сфере здравоохранения только в государственных учреждениях муниципальных районов, не считая ГО «город Якутск» и ГО «п. Жатай», 3750 вакансий. Это ненормальная тема. Мы хотим навести, в конце концов, порядок. Не более того».
А профсоюзы — против
Лидер профсоюзов здравоохранения Людмила Корнилова обратила внимание правительства, профильного министерства на то, что в прошлом, когда в России повсеместно шло сокращение ФАПов, руководство республики хоть и получало по шапке от федеральной власти, но сохранило их. Потом, когда в России поняли, что сделали непоправимое, Якутия оказалась лучшей, так как в то время не пошла на поводу и не сократила ФАПы. Поэтому и при вводе этого постановления №202, рекомендовала она, надо хорошенько все взвесить и не торопиться.
«Вы говорите, что оптимизация приведет к улучшению качества медпомощи, но я смутно представляю себе такое. Те вакантные ставки, которые идут под сокращение, помогали персоналу выживать. У нас непрерывный характер работы. Совместительства давали возможность главврачам оплачивать сверхнормативные часы работы, а 500 человек это много. Мы неоднократно говорили Минздраву о создании совместной комиссии с рескомом профсоюзов. Это была бы помощь вам с нашей стороны.
Надо пойти персонифицированно по отдаленным, малонаселенным районам. Аутсорсинг — наверное, хорошее мероприятие, но главврач — не завхоз. Он должен заниматься лечением. Поэтому, считаю, аутсорсинг на сегодняшний момент не подходит. Для того, чтобы он был с человеческим лицом, должна быть инфраструктура. Выедем за Якутск, какой там конкурс, о чем говорить? Какие социальные льготы? Где вы живете? Эти люди будут потеряны для нас. Дикий запад на сегодняшний день, идите на рынок посмотрите», — обратилась она к заседающим.
Также Людмила Корнилова добавила, что срочные договоры с главврачами заключать по трудовому законодательству нельзя. А вот почему на это соглашаются сами врачи — это уже другой вопрос.
Что волнует народных депутатов республики?
Вместе с тем, у депутатов возникло немало вопросов. Председатель постоянного комитета Ил Тумэна по вопросам КМНС и делам Арктики Елена Голомарева поинтересовалась, почему вразрез со словами главы республики министерством планируется сокращение врачебных штатов, среднего и младшего медперсонала, затронет ли оптимизация арктические районы и сколько конкретно штатов там будет сокращено. Вторым вопросом депутат спросила о судьбе противотуберкулезных диспансеров в арктических районах и их штатов.
Министр Елена Борисова заверила, что о закрытии ни одного учреждения здравоохранения речи не идет. «Наоборот, мы организовываем новые, — сказала она. — У нас вакантных ставок врачей свыше 3 тысяч. Сокращаем только вакантные, не занятые. По Арктике намеренно, понимая актуальность проблемы, не трогали, сохранили штаты, коечный фонд. По противотуберкулезным диспансерам сегодня ситуация кардинально поменялась. Заболеваемость туберкулезом снизилась на 43% от 5-летней давности, изменился формат и подход лечения. Поэтому мы пересматриваем туберкулезный коечный фонд, то есть сохраняем амбулаторную противотуберкулезную службу и дневные коечные фонды, а круглосуточные будем убирать. Диспансеры сохраняются, санатории мы пересматриваем».
Председатель мандатной и регламентной комиссии Ил Тумэна Андрей Николаев уточнил у министра: «Поступил запрос от депутата районного совета Сунтарского улуса Ивана Тихонова. Население трех наслегов улуса обеспокоено предстоящей оптимизацией. Там участковая больница на 9 штатных единиц сокращается. По сути это означает закрытие участковой больницы?».
На этот вопрос министр снова заверила, что ни одна больница не закроется. С ее слов стало понятно, что по существующим перечням Минздрава в природе вообще не существует понятия «участковая больница». Резонный вопрос: «А как же жили все эти десятилетия?». Оказывается, в нарушение федеральных законов. Обнаружилось ли это сегодня или давно, неизвестно. Но сейчас все должно быть в соответствии с законами. Поэтому вместо участковых больниц будут врачебные амбулатории. В труднодоступных местах они будут с круглосуточными койками, а в других — с дневными. Виды медпомощи остаются в том же количестве, что и были. В Сунтаре амбулатория остается, круглосуточные койки убираются и вместе с ними 9 единиц штатов, которые были связаны с обслуживанием этих коек.
То есть, как сказала министр, отвечая на вопрос председателя постоянного комитета Ил Тумэна по государственному строительству и законодательству Алексея Еремеева по поводу сел Намского улуса, — в наслегах для населения ничего не изменится, будут лечиться в дневных стационарах, а на ночь уже на законных основаниях уходить спать домой. Такого режима работы требует закон, так как многие болезни уже не лечатся в круглосуточных больницах, даже язва желудка.
Далее Андрей Николаев поинтересовался сроками заключения контрактов с главврачами районных больниц и по какой причине они установлены. Министр ответила, что госконтракты заключаются на 1 год. Именно столько длится отчетный год. Если человек не справляется, не достиг качественных показателей (например, в смертности, младенческой смертности), то с ним просто не продлевают контракт. Для министерства удобно. Но Андрей Николаев и другие депутаты выразили сомнение в том, что за такой срок человек вообще может что-то планировать и реализовать, причем качественно. По словам депутата, на сегодня 30 главных врачей получили уведомления о завершении контрактов.
Народный депутат республики Юрий Баишев спросил о количестве сокращаемых койко-мест в районах, объеме охвата по ОМС и как сокращение повлияет на обеспечение стационаров бесплатными лекарствами. И здесь, как озвучила министр, все подсчитано, предусмотрено и лекарства все так же будут бесплатными.
Также членов парламентских комитетов интересовало количество сокращаемого административно-управленческого персонала, как труднодоступные села будут обеспечены медпомощью, обслуживанием на дому, как будут работать машины Скорой помощи в наслегах.
Народный депутат республики Оксана Михайлова озвучила возникшие проблемы олекминских участковых учреждений здравоохранения в части централизации автопарка при ЦУБ, уже начавшемся сокращении вспомогательного персонала, когда как дата поставлена — 1 января 2020 года, и в бюджете этого года все расходы на имеющиеся расходы утверждены. Она выразила сомнение, что аутсорсинг, на который хотят перевести вспомогательные штаты в учреждениях образования, культуры и здравоохранения, в наслегах невозможен. Нет инфраструктуры, конкурентной среды.
В ответ прозвучало, что в Якутске на аутсорсинг лично министр Елена Борисова, работая еще главврачом, перевела все вспомогательные штаты. «Ничего страшного в аутсорсинге нет, как научились интернетом пользоваться, так и научимся работать в аутсорсинге. А то, что касается машин в Олекминске, то там главврач хороший, он селит у себя в квартире бездомных молодых специалистов больницы, и нашел оптимальный способ работы по медицинскому автопарку.
Обслуживание на дому может оказываться и без медицинского транспорта, так как в бюджете выделяется 25 тысяч на транспортные расходы. По уже начавшемуся сокращению министр озвучила, что переход — процесс долгий, а они к 2020 году уже должны подойти с новыми штатами, поэтому оптимизация идет и, тем самым, они стимулируют людей работать в таком формате, в каком им необходимо работать.
Председатель постоянного комитета Ил Тумэна по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосия Габышева, сделав ремарку о том, что не должно допускаться нарушение федерального законодательства, заметила, что и оно отнюдь не идеальное, поэтому нужна корректировка. Поэтому она внесла предложение в части обеспечения медперсоналом школ, особенно в труднодоступных селах, и создания межведомственной комиссии, которая бы ездила по районам и на местах принимала комплексное и оптимальное решение по штатным расписаниям.
В ответ зампред правительства республики Ольга Балабкина заверила, что ни одна образовательная организация не останется без медработников. Будут заключены соглашения с ФАПами. С тем, что аутсорсинг невозможен в маленьких селах, она тоже согласилась и сказала, что ни одного человека на улицу не выкинут, то есть не оставят без работы, с каждым будут отрабатывать индивидуально. По межведомственной комиссии было сказано, что все сферы, которых коснется оптимизация, работают над модельными расписаниями вместе, комплексными группами.
Председатель постоянного комитета Ил Тумэна по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации Юрий Николаев высказал пожелание лучше отрабатывать вопросы с крупными недропользователями, в частности, в Мирнинском районе, а именно по ФАПу, обслуживающему вахтовые поселки месторождения Таас-Юрях. Необходимо этот ФАП реорганизовать в нормальную больницу, пояснил он.
Народный депутат республики Нюргуяна Захарова поинтересовалась, учитывают ли нормативы по здравоохранению особенности наших территорий, отсутствие интернет-связи для оказания телемедицинской помощи, которая рассматривается как альтернатива бездорожью, коррелируется ли качество врачебной медпомощи с качеством среднего медперсонала.
Алексей Еремеев попросил давать более точные определения по поводу целевой направленности дополнительных средств, поступающих из федерального бюджета на здравоохранение. Речь идет о 6,5 млрд рублей на здравоохранение, которые, как первоначально говорилось, будут направлять на сохранение ФАПов, больниц, штатов в районах. На деле оказалось, что это были средства на покрытие расходов по недополученной зарплате в 2017 году, часть рассчитана на строительство онкодиспансера и еще маленькая часть на дальнейшее повышение зарплаты в этой сфере. Парламентарий объяснил, что перед выборами деньги пришли, и когда объявили об этом народу, все были очень рады. А тут в 1-м Хомустахе, Едейцах, Хатырыке Намского улуса закрываются участковые больницы.
Заместитель председателя постоянного комитета Ил Тумэна по здравоохранению, социальной защите, труду и занятости Любовь Явловская спросила о новых альтернативных способах оказания медпомощи в районах, новых технологиях, необходимости дифференциации зарплат врачей и медперсонала по качеству оказываемых услуг. Также депутат попросила предусмотреть мобильный транспорт для арктических районов — аэросани, моторные лодки на подушках и другие, а также кольцевые авиаперелеты в колымскую зону, чтобы санрейсы выполнялись по маршруту Якутск — Зырянка — Среднеколымск — Черский.
Председатель постоянного комитета Ил Тумэна по здравоохранению, социальной защите, труду и занятости Владимир Чичигинаров отметил, что обсуждаемый вопрос действительно сложный, и понятно, что все обеспокоены будущим наших районов. В любом случае народные депутаты Якутии и исполнительная власть услышали друг друга и договорились работать, продвигаться к решению проблемы согласованно, в диалоге, подчеркнул он.