Говорят, СВФУ занимался обоснованием по включению 13 муниципальных образований Якутии в состав сухопутных территорий Арктической зоны РФ. Это действительно так?
Евгения Михайлова: Отчасти, да. Но это была большая работа, в которой принимали участие многие структуры Правительства республики, в том числе Центр стратегических исследований под руководством кандидата экономических наук Валентины Кондратьевой. Была проведена значительная интеллектуальная работа на предмет соответствия требованиям критериев МЭР РФ. При том, что некоторые федеральные эксперты, привлеченные Министерством регионального развития РФ, изначально дали отрицательные заключения на наше предложение о включении в состав территории Арктической зоны дополнительно восьми улусов. Я и тогда и сейчас объясняю это недостаточной осведомленностью некоторых из экспертов и несоответствием их профессиональных знаний предмету анализа, ведь для любого экспертного заключения необходимы специальные познания в определенных областях. Когда по просьбе Правительства РС (Я) я стала задавать экспертам прямые вопросы, то меня удивили их очень «прозрачные» ответы на то, что, например, эти восемь улусов не имеют выхода на побережье Северного Ледовитого океана и по этой причине их «не целесообразно» включать в состав сухопутных территорий Арктической зоны РФ. Как известно, любой школьник в интернете может найти любую информацию, в т.ч. определение сухопутных территорий государств и убедиться в единстве подходов к этому понятию. В нашем случае – это часть территории, представленная сушей в пределах границ Арктической зоны РФ, определенной общепринятым политико-географическим критерием – территории должны находиться севернее Полярного круга.
Эксперты также потребовали дополнительное обоснование целостности, социально-экономической комплексности муниципальных улусов, с чем вполне содержательно справилась группа ученых СВФУ во главе с кандидатом экономических наук Александром Кугаевским, опытным специалистом, имеющим большой практический опыт финансово-экономической деятельности в качестве министра и экономики, и финансов республики.
Еще один эксперт потребовал доказательства того, что транспортная система всех арктических улусов вместе с арктическими морскими акваториями и Северным морским путем является единым инфраструктурным комплексом. Кроме того, приходилось детально пояснять, что для огромной территории с площадью в 1,6 млн. кв. км существует проблема транспортной изолированности, оторванности от единой железнодорожной сети страны, а также и то, что отсутствие круглогодичного наземного транспортного сообщения порождает другую проблему – создание и сохранение в условиях экстремального холода огромных запасов товаров и материальных ресурсов. Эксперты удивлялись, что в Якутии до сих пор сезонный завоз грузов и, по-моему, не очень-то верили в наши рассказы о героическом труде ленских, янских, индигирских и колымских речников.
Так, в процессе ознакомления с ситуацией на местах, в улусах, проведения совместных экспедиций и конференций, где заслушивались доклады ученых и специалистов министерств экономики, транспорта, промышленности и др. шаг за шагом приходили понимание и поддержка. В конце концов, в результате продолжительных дискуссий и доказательств эксперты согласились с нашими доводами, признали их объективность и дали положительные заключения. Президент России Владимир Владимирович Путин своим Указом от 13 мая 2019 года внес дополнения в свой предыдущий Указ. Теперь 13 улусов Якутии входят в зону Арктики. Это результат большого перспективного труда очень многих людей, и, в первую очередь, руководителей республики.
Что дает Якутии расширение Арктической зоны?
Евгения Михайлова: В коротком интервью все не скажешь. Напомню слова министра экономического развития Якутии Майи Даниловой о том, что включение в 2014 году в Арктическую зону РФ пяти районов позволило республике участвовать в федеральных программах. Например, финансирование получил проект создания Северно-Якутской опорной зоны. В этом проекте и строительство судов, реконструкция морских портов, развитие Жатайской судоверфи, и сохранение традиционных видов деятельности коренных народов Севера, развитие малого и среднего бизнеса и др. А включение восьми улусов вводит их в программные документы стратегического развития Арктической зоны России, соответственно под механизмы государственного регулирования, за счет чего будет обеспечено опережающее развитие экономики, качества жизни населения.
Совет ректоров вузов РС (Я) планирует рассмотреть специальный вопрос по Арктике. Мы должны обеспечить Арктику кадрами, проводить научные исследования, содействовать созданию рабочих мест, внедрению новых технологий, разработке пилотных проектов, направленных на улучшение условий жизни и работы. Если будут введены преференции, например, освобождение от некоторых видов налогов, то, что уже назвал Айсен Сергеевич, да и другие льготы, новая инфраструктура, уровень жизни улучшится, то в арктические улусы люди поедут и жить, и работать, и отдыхать. Ведь и сейчас едут, в т.ч. в рамках нашего межвузовского проекта «Выпускник – за новое село!»
Кстати, об образовании в Арктических улусах. В больших школах в районных центрах работают опытные учителя, есть все специалисты, по крайней мере, физику ведет физик, информатику – учитель информатики, есть хорошо оснащенные кабинеты, лаборатории и т.д. В таких школах знания у детей есть. Но в небольших селах из-за отсутствия учителей-предметников работают совместители. И я не понимаю такую ситуацию, когда ребенок становится заложником ситуации, а кто-то как мантру повторяет пресловутую поговорку «Нет школы – нет села!» и поэтому малокомплектные школы имеют право быть. Те, кто радеет за такие малокомплектные средние школы, могли бы сами поехать и там работать. Я в свое время девять лет проработала в Булунском и Томпонском районах, часто вспоминаю их, как лучшие годы своей жизни. И всю последующую практику своей профессиональной деятельности сверяю с тем приобретенным практическим опытом. Например, будучи министром образования, я открывала не интернаты, их до меня закрыли, а ввела понятие «временной опекунской семьи». В такой семье ребенок из маленького села мог жить на время обучения в 10-11 классах, а семья, оформившись по договору с управлением образования, как временные родители, несла ответственность за ребенка, за его благополучие, обучение и воспитание, как и родители. Семья получала деньги из бюджета на проживание, питание и культурно-массовые мероприятия. В целом, в денежном выражении это обходилось гораздо дешевле государству, чем интернат или средняя школа в маленьком селе. Главное здесь то, что человек получал знания, мог поступить, получить профессию, ну и немаловажный факт – родители настоящие и временные становились хорошими знакомыми, а кто-то и друзьями, а это ведь ведет к согласию в обществе, к стабильности.
Ну, в общем, в очередной раз скажу, надо родителям крепко думать, что им важнее – школа «под подушкой» или качественные знания их ребенка. Если школа хорошо работает, выпускники, благодаря полученным в школе знаниям поступают и овладевают профессиями, то такие школы надо поощрять, поддерживать. Мы в СВФУ это хорошо видим, т.к. имеем все данные об успеваемости школьников, поступивших к нам на первый курс. В том числе и о тех студентах, кто не сдал первую сессию, учится плохо. Известны школы и учителя, особенно те, у кого из года в год выпускники не имеют стабильных знаний, навыков самостоятельной работы. Также известны школы и учителя, которые дают отличные знания и формируют учебные навыки у всех своих выпускников, например, Таттинский лицей, Якутский городской лицей, Физико-технический лицей, Намская улусная гимназия, Майинская школа им. В.П. Ларионова, Амгинский лицей, школа №2 г. Якутска и др.
Надеюсь, качество школьного образования в расширенной группе Арктических улусов повысится, для этого есть поддержка и в Правительстве, и в Парламенте, а мы и вовсе крайне заинтересованы в повышении качества работы учителей и знаний детей из арктических школ.
Евгений Онуфриев,
редакция корпоративных медиа СВФУ