Через реку Лена был осуществлен уникальный подводный переход и построен магистральный газопровод – так началась газификация Заречья, облегчившая повседневную жизнь тысяч якутян. Автодороги «Вилюй» и «Колыма» стали федеральными, что позволило ликвидировать разрывы и привести их в нормативное состояние. Также отремонтированы автомобильные дороги «Нам», «Кобяй», «Амга».
Отдельно нужно выделить строительство железной дороги до Нижнего Бестяха. Благодаря чему в этом году откроется пассажирское движение, доставка грузов для северного завоза упрощается в разы и становится дешевле. Был построен целый ряд энергообъектов – в частности, в 2004 году введена в строй Светлинская ГЭС. Активно развивалось строительство – как социальных объектов, так и жилья, и, что особенно важно, сноса ветхого и аварийного жилья.
Не менее значимыми были достижения в культуре – историческим событием можно считать присвоение ЮНЕСКО статуса Шедевра мирового нематериального творчества якутскому национальному эпосу Олонхо. Было воздвигнуто множество памятников заслуженным деятелям республики, особое внимание уделялось архитектурному облику и благоустройству населенных пунктов. В Якутске началось поквартальное строительство жилья, были реконструированы улицы, построен архитектурный комплекс «Старый город» и многое другое.
Всего и не перечислить – а ведь все это было сделано в кратчайший по историческим меркам срок.
А сегодня хочется немного рассказать не столько о сделанном, сколько о личном восприятии Якутии Вячеслава Штырова. И не только рассказать, но и показать.
- Какие места в Якутии ваши самые любимые? Где вы любите бывать?
- У меня несколько таких любимых мест в нашей республике. Во-первых, это Томпонский район – место, где я родился. И по возможности я всегда стараюсь побывать на Верхне Менкече. Это место, где начинала работать геологом моя мама, и откуда она поехала рожать меня в Хандыгу.
Одно из самых любимых мест, если не самое любимое – это, конечно, Ленск, набережная, которую мы сделали после наводнения 2011 года. Помните, там стела есть – на самом деле это памятник всем транспортникам, потому что Ленск – это транспортный узел. Там и речники, и дорожники, автомобилисты и так далее. Для меня этот памятник очень дорог – ведь мы его проектировали в самые тяжелые годы компании «АЛРОСА». Мне приходилось говорить о том, что 1997-1998 годы мы еле-еле выживали, а в то же время делали проекты и Дворца спорта в Мирном, и в Ленске этой стелы. Один из вице-президентов компании, Семен Зельберг, на вечернем позднем совещании, когда обсуждались вопросы строительства новых социальных объектов, во всеуслышание произнес: «Наш командор сошел с ума». Но прошло время – и все было построено.
И, конечно, для меня важное – душевное место – это город Удачный, где я начинал работать, где родились моя семья, двое дочерей. Там я провел свои самые интересные производственные годы, начиная работать мастером на стройке. Вот это для меня самые важные места.
Фото: г.Удачный. byuro-perevozok.ru.
И в Якутске есть уголки, куда хочется прийти. Это стела в честь юбилея основания города Якутска, где стоит памятник Петру Бекетову, и Духовная семинария с расположенным тут памятником Святителю Иннокентию, и на улице Кирова, где построен мост через протоку. В общем, много таких мест, которые чем-то памятны и привлекают.
- То есть Якутию вы считаете Родиной?
- Ну, конечно. А как же?
- А Приморский край?
- Мои предки из самых коренных жителей Приморского края – мой прадед уже родился в Приморье. Они были переселенцами из Центральной России еще задолго до реформ Столыпина. Земли не хватало – жребий в деревнях бросали, кому-то надо было ехать. Вот они три года добирались до села Хороль Приморского края. Там мой род по материнской линии обосновался и постепенно он стал таким большим и значимым в крае, что в 1994 году Ельцин хотел меня губернатором туда отправить.
- Почему не согласились?
- Тогда я был премьер-министром Якутии, вице-президентом, вся работа, вся жизнь здесь. Так что я даже не думал об этом, мне не хотелось совершенно. Хотя, конечно, я люблю там бывать. Там похоронены мои предки по линии мамы.
Мне повезло в жизни, я застал в живых и прадеда своего, и прабабушку, знал их образ жизни, образ мысли. Для меня, конечно, в Приморье тоже очень дорогие и важные места.
…Немного хотелось бы добавить от себя. Как-то раз, только начиная работать с Вячеславом Анатольевичем, я спросила, почему он решил стать строителем. Хорошая, но обычная, на первый взгляд, профессия. И как-то для меня она не вязалась с образом самого Вячеслава Анатольевича – масштабного государственного деятеля. Особенно если учитывать, что его отец из совершенно другой сферы – военно-морской деятель, контр-адмирал, писатель-маринист Анатолий Тихонович Штыров. Он ответил: «Потому что мне всегда нравилось строить, созидать что-то. На стройке я чувствую, что что-то движется вперед, есть хорошая цель, и она будет достигнута».
Позже я поняла, что именно профессия строителя, пожалуй, заключает в себе главное – энергию созидания. Желание что-то делать для людей, во имя людей. Вот так всю жизнь Вячеслав Штыров строил, возводил, помогал развиваться – для республики, для России.
Очень хотелось бы, чтобы в руководстве нашего государства было как можно больше таких людей, которые хотят созидать. Чтобы, как у Анатолия Тихоновича: «Сейчас, на склоне жизни, я могу с чистой совестью сказать: я был слабым человеком. Но судьба толкала меня на самое трудное. Но я могу заявить, что для своего Отечества я сделал всё, что мог. Притом – бескорыстно. А если кто считает, что он мог бы больше, так пусть сделает это…».
Маргарита НИФОНТОВА.
Фото из архива ИА SakhaNews.