О новом главе Олекминского района известно немного. Ранее Харбин ничем не отличался. Участвовал в выборах в Ил Тумэн в 2018 году, где пришел третьим. Не является кадровым оппозиционером. Руководит землячеством Олекминского района «Тумсуу» (Сплоченность). Почему же за него проголосовало большинство?
Эксперт сайта Sakhaday Сергей Витте считает, что победа Харбина не является неожиданной:
«Напомним, что ранее в этом районе уже побеждал кандидат «против всех». В какой-то мере, выборы в районе являются индикатором состояния дел в республике. Не забываем – Олекминский район считается депрессивным. А кто, как не власть, несет ответственность за такое положение дел».
Отметим, что за Харбина в основном проголосовали избиратели в селах:
«Если раньше власть держалась за счет уверенного контроля сельского населения, которое давало высокую явку и лояльность, данные выборы показали, что и там не все хорошо. Приход скоростного интернета, развитие политической культуры и избирательного права дают свои плоды.
Если раньше считалось что протестный электорат находится на отметке не более 30%, то прошедшие выборы показывают, что отметка пройдена и доля недовольных текущей обстановкой уже существенно выше. Несмотря на попытки разбить голоса протестной части, выдвижение спойлеров и представителей ручной оппозиции, результат все равно ошеломительный».
Партии власти есть повод задуматься о будущем, считает наш собеседник:
«Старые догмы избирательных компаний не работают. Политические технологии, используемые партией власти, потеряли эффективность. Власти надо задуматься о выборах в 2021 году. Проблемы начинают вылезать, как бы их не старались затыкать сверху. Подкормка обещаниями уже не работает».
Показательно, что победил самовыдвиженец, констатирует наш эксперт. Это означает и ослабление роли системной оппозиции:
«Системная оппозиция теряет народное доверие. Годы торговли с властью, пустые сотрясания воздухом без реальных дел и борьбы, уступки во время выборов, договоренности окончательно подрывают веру в них простого народа».
Главным соперником Харбина был кандидат «ЕР» Эдуард Кондратьев. В чем же ошиблись те, кто ставили на Кондратьева:
«Слишком много сил было брошено за Эдуарда Кондратьева. Ему дали столько ресурсов! За него призывали голосовать президент СВФУ, депутаты Ил Тумэн, руководители предприятий и т.д. Не помогла Кондратьеву даже поддержка Матвея Евсеева. Приезжал глава Якутии, пообещавший проведение игр и строительство объектов.
Казалось бы, власть предусмотрела все. Был у партии власти и запасной кандидат, на мой взгляд, эту роль выполнял Ефимов-Владимиров, человек из лояльной управляемой аграрной партии.
На победу Кондратьева были «заточены» кандидаты от системной оппозиции, выступившие спойлерами. Они оттягивали на себя протестный электорат, забивали ватсап и соцсети, выматывали других кандидатов агрессивной тактикой. Ту же роль вполне могла исполнять Сулустана Мыраан, которая вообще не имела никакого влияния в районе, видимо, выдвинутая для подстраховки.
На мой взгляд, Кондратьева подвело то, что его поддерживали статусные люди из Якутска, но не имеющие в районе никакого веса и влияния. Часть из них никак не связана с районом. Подбор ЛОМов оказался неправильным, ошибочным, лидеры общественного мнения республиканского уровня, как оказалось, не котируются на районном уровне. Местные восприняли это как давление.
Ну и конечно главный минус — это кандидат без харизмы, классический чиновник. А значит, послушный, управляемый, дисциплинированный. Безликий и серый. А депрессивному району все-таки нужна яркая личность. Делаем вывод — личность самого кандидата играет большую роль, какая бы ни была поддержка».