
- Сейчас на протяжении нескольких лет, думаю, что тогда мы оказались, как говорится, “на нужном месте, в нужное время”. В то время улусная администрация в рамках проекта «Кластер товарного рынка и услуг в с. Чурапча» выдавали предпринимателям земельные участки вдоль федеральной трассы «Колыма» для развития собственного дела для нужд населения. И мы вместе с четой Петра Петровича и Раисой Назаровной Архиповым начали строить столовую. Надо было действовать очень быстро, поэтому покупали, где-то по-договореннности просто приобретали дома со второго рынка. Итак, из шести маленьких домов возводили зал площадью около 600 кв.м. , - начинает свой рассказ Алла Михайловна.
Еда для спортсменов
Открытие банкетного зала состоялось накануне Игр Манчаары. Поэтому неудивительно, что первыми посетителями заведения стали спортсмены, которые сполна оценили и уровень обслуживания, и богатое меню.
- В банкетном зале я работала шеф-поваром. Эта работа для меня была знакома и любима. Ведь, я до этого руководила общепитом Чурапчинской республиканской спортивной школы им.Д.П.Коркина Изучала питание, рацион и меню спортсменов, также воздействие еды на молодой организм, который занимается разными видами спорта. Поэтому в начале мы готовили чисто для участников Игр Манчаары. Поэтому преобладала национальная якутская кухня, из чурапчинского сырья. Мясо, молоко поставляло крестьянское хозяйство “Томтор” Архиповых. Благо, спортсмены сполна оценили наше богатое меню, - рассказывает Алла Михайловна.
Просторная кухня, современное оборудование – поварам работалось на радость.
Общепит сразу стал узнаваемым и, главное, любимым. Современный дизайн с “плавающим танцполом”, со вкусом подобранная добротная мебель, кафельный пол – все это придавало уют. Тянулись заказчики: юбилеи, свадьбы или просто встречи с друзьями, коллегами. А днем приходили за вкусным обедом.
Новые рабочие места
- Мы сразу понимали, что бизнес – это и еще социальная ответственность. Администрация Чурапчинского района проводила огромную работу. Создавались условия для деятельности. Например, тот же кластер. Под руководством Андрея Тимофеевича Ноговицына многие предприниматели начали свое дело с нуля. Значит, от нас тоже что-то требовалось. Понимая это, представители малого и среднего бизнеса, всячески поддерживали социальное развитие улуса, в целом. Для районной администрации стоял вопрос: “Как создавать новые рабочие места на селе?”, - добавила женщина-предприниматель.
С открытием банкетного зала “9 томтор” сразу создалось 20 рабочих мест. Это стало возможным благодаря инициативе и смелости женщин-предпринимателей Раисы Архиповой и Аллы Малышевой. Не зря говорят – “Умные люди обсуждают идеи!” Ведь, как сама признается Алла Михайловна, хотя она имеет высшее образование психолога, всегда мечтала заниматься общепитом. Мечты сбываются.
Бизнес на селе. Кому выгодно?
Выгодно всем: администрации муниципалитета, поставщикам услуг и населению. В первое десятиление 2000-х годов для самоуправлений стояли высокие задачи как развить сельское поселение. Руководство Чурапчинского улуса, изучив механизм кластерного развития в сельской местности, разработала муниципальную программу «Территория кластерного развития товарного рынка и услуг на 2011-2015 г.г.». Программу одобрили в Экономическим совете при правительстве РС(Я).
- Может ли бизнес в деревне быть продуктивным и высокодоходным? Да. Многие люди, ответят, что практически нереально начать свое дело в селе, и тем более сделать его прибыльным. Я же хочу развеять сомнения по этому поводу и доказать, что построить свое выгодное дело на селе более чем реально. Просто надо мечтать и работать, идти к поставленным целям. Важно лишь понять, что будет перспективно для вашей местности. На сегодня чурапчинцы нуждаются в правильном вкусном питании, в салонах красоты и здоровья, а также в услугах автомастерских, - рассказывает Алла Михайловна.
Население маленькое. Есть ли конкуренция?
Сельские столовые всегда делали ставку на национальное меню, оно до сих пор остается их козырем, помогает развиваться даже в сложных экономических условиях. В то время как городские рестораторы подряд жалуются на сокращение числа посетителей и вынужденное сжимание бизнеса, в сельском общепите противоположный тренд. Количество кафе в небольшой Чурапче, увеличивается. Но больших столовых пока – две. Третья скоро откроется. Посетителей будет всегда – свои родные и проезжие по федеральной трассе.
- Должна быть здоровая конкуренция. Это двигатель бизнеса. Появление общественных столовых - одно из следствий оживления села. У нас активно развивают сельский туризм, много мероприятий, а там, где появляется поток приезжих, всегда встает вопрос, где их можно вкусно накормить. К тому же все большую популярность обретают экологически чистые местные продукты. У нас все натуральное и делается с душой. Мясо свое, тут же готовим. За годы работы имидж нашего банкетного зала настолько укрепился, что даже открывшиеся поблизости кафе так и не стали конкурентами, - раскрывает секрет Малышева.
Пресс-центр МО «Чурапчинский улус».