В таком важном вопросе, как проведение выборов в органы публичной власти разных уровней, участие общественных движений, объединений и избирателей следует только приветствовать. Но мне кажется, что вопрос, поставленный на обсуждение круглого стола со стороны организаторов не подготовлен надлежащим образом и вводит в заблуждение широкий круг избирателей. Ангажированными средствами массовой информации по итогам заседания круглого стола доведена до населения односторонняя, необоснованная информация, подвергающая сомнению законность предстоящих выборов депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
По обсуждаемому вопросу лидер движение Афанасий Максимов выступил с вступительным словом о том, что в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (Далее Федеральный закон № 184-ФЗ) все народные депутаты нового созыва станут государственными служащими, в связи с чем возникает необходимость запрета на осуществление народными депутатами предпринимательской деятельности, работать руководителями акционерных компаний с участием государства, а также необходимо было внести соответствующие изменения в республиканское законодательство по данному вопросу.
Исполнительный директор движения А.И.Аммосов высказал мнение, что по непонятным причинам Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС(Я) не привел в соответствие Республиканский закон о «Государственном Собрании (Ил Тумэн) с Федеральным законом № 184-ФЗ и выборы этого года по сути являются незаконными. В связи с чем, он счел необходимым приостановить проведение выборов до устранения указанного им нарушения закона.
Выводы, высказанные руководством общественного движения и поддержанные некоторыми участниками заседания, не соответствуют нормам действующего законодательства.
Так, в соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона № 184-ФЗ депутат законодательного органа субъекта Российской Федерации осуществляет депутатскую деятельность на профессиональной (постоянной) основе или без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе), депутат законодательного органа субъекта Российской Федерации замещает государственную должность субъекта Российской Федерации вне зависимости от осуществления им депутатской деятельности на профессиональной основе или без отрыва от основной деятельности. Таким образом народные депутаты замещают государственную должность субъекта Российской Федерации и не являются государственными служащими.
В соответствии с частью 1 Реестра государственных должностей Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), утвержденного Законом Республики Саха (Якутия) от 11.10.2006 385-З № 783-III, должность народного депутата Республики Саха (Якутия) включена в перечень государственных должностей.
В соответствии со статьей 5 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 10.07.2002 35-З N 401-II «О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)» на профессиональной постоянной основе с отрывом от основной трудовой деятельности работают не более 19 народных депутатов Республики Саха (Якутия), избранных на следующие государственные должности: Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн), первый заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн), заместитель (заместители) Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн), председатели постоянных комитетов, комиссий Государственного Собрания (Ил Тумэн).
Ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, установлены статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», согласно которой лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.
Определением № 74 -АПГ 15-3 Коллегии по административным делам Верховного Суда РФ по заявлению Прокурора Республики Саха (Якутия) от 25 марта 2015 г. признано, что все депутаты субъектов Российской Федерации являются лицами, замещающими государственные должности субъекта Российской Федерации. Но при этом Коллегия Верховного Суда РФ не нашла оснований, запрещающих депутату, работающему без отрыва от основной деятельности, заниматься предпринимательством.
Таким образом, необходимость внесения изменений в республиканское законодательство отсутствует, запрет на ведение предпринимательской деятельности для народного депутата, осуществляющего депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе), законодательством не установлен.
В заседании круглого стола были высказаны упреки в отношении Руководства Государственного Собрания (Ил Тумэн) в игнорировании обращения руководителей общественного движения по данному вопросу, что не соответствует действительности. Руководителем Комитета по государственному строительству и законодательству Государственного Собрания (Ил Тумэн) Прокопьевым В.М. на имя исполнительного директора общественного движения Аммосова А.И. направлено письмо от 14 июля 2023 года, исчерпывающе разъясняющее отсутствие каких-либо законных оснований для внесения изменений в республиканский закон по спорному вопросу.
Много было высказываний у участников заседания о необходимости образования Законодательного органа в Республике Саха (Якутия) в виде парламента на профессиональной основе. Конечно можно и нужно дискутировать по данному вопросу, высказывать мнение, но только на будущую перспективу.
Так как данный вопрос неоднократно обсуждался в Государственном Собрании (Ил Тумэн) с привлечением представителей всех районов и улусов республики, общественных объединений и движений в 2021 году. По итогам общественных слушаний, с учетом мнения активной части населения был принят Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2022 года «О государственном собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)», сохранивший порядок формирования депутатского корпуса из 19 депутатов, работающих на постоянной, профессиональной основе и 51 депутата без отрыва от основного места работы (не на постоянной основе).
Указанный Закон соответствует Федеральному закону № 414-ФЗ и вступил в законную силу. Поэтому разного рода спекуляции о проведении нынешних выборов с нарушением Федерального закона от не выдерживают никакой критики.
Но нужно отметить, что активное участие гражданского общества в проведении демократических выборов необходимо и желательно. Следует надеяться, что активная деятельность общественного движения «KEMEL» (Лидеры движения Афанасий Максимов и Афанасий Аммосов) поможет проведению демократичных, прозрачных выборов, так как в процессе споров и высказывания сторонами дискуссий различных мнений, выработаются те точки зрения, которые необходимы для принятия правильных решений.
Игорь Игнатьевич Николаев, Заслуженный юрист Республики Саха (Якутия).