«Если будет хороший заработок, люди не станут уезжать из села. Они будут рожать детей, строить дома, работать, развиваться. Это наша главная цель», - убежден Айсен Николаев.
За последнее время руководитель региона побывал практически во всех сельскохозяйственных районов, на месте ознакомился с работой сельхозпредприятий и частных хозяйств, побеседовал с людьми, провел серию совещаний не только по социально-экономическому развитию улусов, но и по основным проблемам, которые тормозят развитие отрасли.
А ведь и в Горном, и в Намском, и в Усть-Алданском, Чурапчинском, Таттинском, Мегино-Кангаласском и Хангаласском районах именно сельское хозяйство (животноводство, табунное коневодство, производство и переработка мясо-молочной продукции, клеточное звероводство) играет важнейшую роль в развитии экономики и приносят основной доход жителям.
Это в 90-е, с открытием «железного занавеса» всем хотелось попробовать иностранной колбасы и йогуртов, джемов и соков. Понимание, что свое лучше, пришло со временем. Когда накушались заменителей. К тому времени экономика перешла на рыночные рельсы, более жесткие, но и предлагающие более широкие перспективы. Появились многочисленные успешные сельхозпредприятия и пищекомбинаты.
Первый в этом списке, конечно СХПК «Чурапча», причем, по мнению Айсена Николаева, не только в республике, но и в России. В Таттинском районе - сельскохозяйственно-потребительский кооператив «Уолба», пищекомбинат по переработке молочной продукции СПК «Таатта». В Горном - сельскохозяйственный перерабатывающий кооператив «Горный - Ас». Предприятие выпускает 9 видов цельномолочной продукции, 7 видов кисломолочной и 4 вида сливочного масла с разными вкусами: чесночное, морковное, шоколадное.
Цеха по переработке мяса СХППК «ГорныйМясоПродукт» выпускает 33 вида мясной продукции и полуфабрикатов. В районе действует ведущее предприятие республики по клеточному звероводству, где разводят серебристо-белых, черных и рыжих лисиц, а также соболей. И с реализацией пушнины проблем нет.
СХПК «Амга» производит сливочное масло, молочную продукцию, ягодный морс, сиропы, варенье, бутилированную воду. С 2012 года кооператив занимается производством сыра. В прошлом году было реализовано 7 тонн сыра, а в планах этого года - 10 тонн.
Пищеперерабатывающий комплекс в с.Тюнгюлю выпускает 14 видов молочной продукции, есть мясной цех и убойный пункт. Пчеловодческая ферма «Күн тыкта» в прошлом году смогла получить тонну якутского меда. «Мы должны стремиться к тому, чтобы в ближайшие годы такие передовые кооперативы создавались и в других сельскохозяйственных районах республики, чтобы селяне могли получать достойный доход, а население обеспечивалось свежей местной продукцией», - убежден Айсен Николаев.
Это лишь небольшая часть реальных примеров правильного отношения к развитию сельского хозяйства. Но без правильной стратегии здесь не обойтись. Первый этап – переработка. На сегодняшний день маслоцеха и перерабатывающие цеха в районных центрах устарели. «Мы обязательно должны решить вопросы переработки продукции, - убежден врио главы Якутии Айсен Николаев. - И со стороны государства это должна быть не просто помощь, а инвестиции. При этом все объекты переработки должны находиться в государственной собственности, а использовать их должны кооперативы, коллективные хозяйства, переработчики. Жду предложений от руководителей кооперативов и министерства сельского хозяйства».
Но здесь есть опасность, как и в вопросах мелиорации. Республика вложит огромные средства в строительство пищекомбинатов, а они не будут работать на полную мощность. Об этом врио главы республики Айсен Николаев говорил во время своей рабочей командировки в Таттинский район. Хотя в последующие годы сельское хозяйство в Таттинском районе будет поступательно развиваться, сейчас мощный и способный производить современную продукцию пищекомбинат, работает не на полную мощность.
Правительству республики и министерству сельского хозяйства придется принять исчерпывающие меры, чтобы подобные пищекомбинаты, а их у нас несколько, в Таатте, Чурапче и Верхневилюйске, были полностью доведены до проектного уровня и вышли на проектную мощность уже в ближайшее время. Таково поручение руководителя региона. При этом не забывать о такой важной составляющей, как себестоимость продукции.
Второй этап - сбыт продукции. Пару лет назад я присутствовала на встрече выпускников СВФУ, направляющихся по собственной инициативе на работу в село. Они ехали со своими проектами, особенно запомнился один. Молодой специалист собирался создать в родном селе рекламное агентство, чтобы помочь местным товаропроизводителям в продвижении и сбыте их продукции. Айсен Николаев убежден, что помогать в продвижении местной продукции на рынок и сбыте ее за пределами республики и за рубежом должно и государство. «Это должно быть государственной политикой. Наша помощь должна выражаться в рекламе, ведении переговоров», - говорит он.
Дискуссионная площадка в Хангаласском районе, рабочие поездки главы по сельскохозяйственным районам, его многочисленные встречи с сельхозпроизводителями показали, что якутяне, занимающиеся сельским хозяйством, начали мыслить и смотреть на его развитие по-новому.
«Пять-шесть лет назад, когда я встречался с работниками сельского хозяйства по долгу своей работы, то все говорили о том, как разделить бюджетные ассигнования. А сейчас уже видно что научились работать, они инициируют инвестиционные проекты, хорошо проработанные бизнес-модели, новые подходы к работе аграрного сектора, причем не только за счет бюджета республики или федерального бюджета. Сегодня они говорят о выходе на российские и мировые рынки», - резюмирует Айсен Николаев. Ну, а итогом всех этих поездок, встреч и дискуссий станет ряд указов, посвященных развитию сельского хозяйства в республике.
Марина ПОЛЕТАЕВА.