Видео дня
Лента новостей

Почему "суперзакон" вышел боком всей стране. Новая система оплаты труда бюджетников

Почему "суперзакон" вышел боком всей стране. Новая система оплаты труда бюджетников
03.05.2024 11:20
В своем послании Президент России Владимир Путин дал задание правительству уже в 2025 году отработать новую модель оплаты труда бюджетников в рамках пилотных проектов в субъектах Федерации, и в 2026 году принять окончательное решение для всей страны. А в конце апреля в Госдуму был внесен законопроект, который направлен на решение этой задачи.

Пока что сложно понять, как это будет выглядеть на практике, но ясно одно – если будет введен единый базовый оклад, это будет означать появление единой тарифной сетки для бюджетников. И здесь можно добавить: наконец-то!

Сегодня в Госдуме идет подготовка к рассмотрению законопроекта, которым предполагается изменить статью 144 Трудового кодекса РФ, и тем самым вменить в обязанность Правительству РФ устанавливать базовые оклады для бюджетников.

Тут следует вспомнить, что ранее за правительством законодательно было закреплено лишь право это делать, однако с 2007 года правительство ни разу не воспользовалось им.

В результате, как отметил в своем февральском послании президент страны Владимир Путин, это привело к тому, что «доходы работников бюджетной сферы даже в соседних субъектах Федерации порой заметно отличаются. При этом работа учителя или врача везде одинаково сложная и крайне ответственная. Такой большой разброс в зарплатах от региона к региону несправедлив, безусловно». 

И теперь, надо полагать с большой долей вероятности, законопроект о единых базовых окладах для бюджетников будет принят.

Собственно, дискуссия о том, что делать это необходимо, шла уже давно. Например, в фундаментальной статье о национальной идее и развитии экономики нашего государства, Государственный советник Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров отмечал, что необходимо поднять престиж профессии школьного учителя. 

«А это невозможно сделать в рамках нынешней системы, когда организация и материальное обеспечение среднего образования возложены на субъекты федерации. Ведь подавляющее большинство из них дотационны, не имеют, и в обозримом будущем не будут иметь финансовой самодостаточности. Отсюда и низкий уровень, и существенная разница в зарплатах учительства в разных регионах страны. Было бы правильным, во-первых, вернуться к единой по всей стране тарифной сетке оплаты труда в системе среднего образования; во-вторых, придать учителям статус федеральных государственных служащих со всеми вытекающими из этого правовыми и социальными последствиями; в-третьих, финансирование заработной платы учителей перевести на федеральный бюджет с соответствующей корректировкой схемы межбюджетных отношений центра и регионов».

Что в высказывании Вячеслава Штырова является ключевым? То, что для бюджетников должна быть создана единая тарифная сетка. Как раз на базе единых базовых окладов бюджетников. Для примера – все учителя будут (если примут закон) получать оплату труда по единым базовым окладам, установленным Правительством РФ. И в зависимости от квалификации, должности они получат дополнительные выплаты. Разумеется, что в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока должны применять установленные районные коэффициенты и набавки.

Не так давно этот вопрос рассмотрели в Совете Федерации. Так вот, на заседании было озвучено, что, по данным Минпросвещения, в России существует до 87 тысяч подходов к оплате труда педагогических работников, и это только тех, кто трудится в детских садах, школах и техникумах. 87 тысяч, представляете?

Основная причина этого, как было озвучено, это так называемое подушевое финансирование – когда учитель получает столько, сколько у него учеников в классе. В итоге, отметили на заседании, получается, как платить учителю, сегодня решают даже не на уровне региона или муниципалитета, а буквально в каждой школе.

В общем, в результате отмены единой тарифной сетки все пошло наперекосяк.

Для учителей, работающих на Крайнем Севере, новая система оплаты труда очень выгодна. К примеру, на правительственном часе в Ил Тумэне по вопросам оплаты труда один из народных депутатов обратил внимание на очень большую дифференциацию зарплат между педагогами школ республики. На это министр труда и социального развития Елена Волкова пояснила, что не установлены базовые оклады, поэтому такая ситуация в целом по стране.

Поэтому, если правительство России установит базовые оклады, тарифную сетку, то в Якутии, например, учителя будут получать заработную плату соответственной ей с учетом районных коэффициентов и надбавок. Причем, такая система будет действовать по всей республике, коснется всех учителей. Вот тогда-то большой разницы в заработной плате у учителя, работающего в Якутске или в отдаленном населенном пункте, не будет. Только на величину северного коэффициента.

Пока, конечно, все это предположения. Потому что как на практике будут действовать нововведения, сказать сложно. Но факт в том, что движение в сторону базовых окладов положительное.

Но помимо этого есть и еще один важный момент. А именно, как указано в высказывании Штырова, финансирование заработной платы учителей из федерального бюджета, а не из республиканского, как это происходит сейчас.

В принципе далеко не всегда республика финансировала своих бюджетников.

Наверное, многие помнят, что в 2004 году был принят федеральный закон N122, так называемый «суперзакон». Вот тогда-то львиная часть расходов и легла на плечи региональных бюджетов.

Якутия, в лице президента Штырова, сопротивлялась нововведениям до конца. Помнится, дальневосточные губернаторы даже объединились, подписали письмо на имя президента против этого закона, но в итоге кроме президента Якутии все отозвали свои подписи. В «суперзаконе» помимо монетизации льгот было много чего плохого. В частности, вводилась отмена принципа двух ключей на недра.

Вот тогда-то и было введено коренное перераспределение полномочий между федерацией и ее субъектами. Причем это изменение шло таким образом, что последние получали все больше обязанностей, связанных с дорожным хозяйством, содержанием социальной сферы, к примеру, системы высшего образования, объектов культуры, которые раньше содержались совместно.

Получилось так, что деньги ушли, а заботы пришли к субъектам федерации. Хорошо хоть благодаря усилиям правительства Якутии удалось решить вопрос о том, что основные льготы и компенсации северянам – районные коэффициенты, северные надбавки, оплата проезда в отпуск, провоза багажа при увольнении и другие, сохранились. Но проблем осталось очень много. В частности, бремя выплаты заработных плат бюджетникам легло на плечи республики.

И вот теперь мы вроде бы возвращаемся к тому, с чего начали. Так как новшества 2004 года вышли боком всей стране и теперь об этом заговорил президент РФ. 

Повторюсь, что вопрос сложный, как он будет реализован на практике, покажет время. Но факт в том, что Якутия когда-то была права, не желая отказываться от единой тарифной сетки, от районных коэффициентов и надбавок. И вот этот факт уже доказало время.


Маргарита НИФОНТОВА. 

Информационное агентство SakhaTime
КОММЕНТАРИИ
Возврат к списку
Топ-10 за месяц
Мнение недели
Подписаться на новости

Получайте самые свежие и актуальные новости от SakhaTime!

Управление рассылками

Сайт работает на системе: "1С-Битрикс: Управление сайтом"
Разработка: Компания "Инфомастер"
Яндекс.Метрика