Приведем выдержку из интервью:
— В октябре 2016 года вы, комментируя перевод двух ведущих государственных газет Якутии на бесплатную систему распространения, сказали: «Очень забеспокоились коллеги из частных СМИ, часть их предположений сводится к тому, что таким образом будет разрушена вся печатная сфера республики. Отвечу: нет. Их ниша останется нетронутой». Сбылся ли ваш прогноз?
— Рынок печатных СМИ не разрушился. Читатель продолжает покупать и подписываться на печатные издания.
Некоторые коллеги заявили, что мы планируем вернуться к платному распространению, потому что «бесплатизация» себя не оправдала. Это не совсем так. Благодаря «бесплатизации» республиканских газет их среднеразовый тираж вырос на 75 %. Однако сложности со сбалансированностью бюджета будущего года, когда часть доходов направят на повышение заработной платы, заставляют нас искать альтернативные варианты. Одних субсидий из бюджета будет недостаточно. Сейчас мы с генеральным директором «Сахамедиа» Алексеем Чертковым думаем над компромиссным вариантом распространения. Акционерное общество, коим является холдинг, должно извлекать прибыль. В связи с этим «Сахамедиа», скорее, будет продавать часть своей продукции, а часть сохранит в виде бесплатного распространения, увязав это с районными СМИ. Таким образом, подписчик районной газеты получит в виде бонуса бесплатную республиканскую газету, пусть с меньшим количеством страниц, а к продаже, возможно, вернется «толстушка».
А что Чертков?
Ранее директор «Сахамедия Алексей Чертков публиковал открытое обращение тогдашнему главе республики Егору БОРИСОВУ. Оно вышло в ряде СМИ 12 сентября 2016 года.
Открытое письмо Президенту Республики Саха (Якутия) Егору Афанасьевичу Борисову
Уважаемый Егор Афанасьевич! Республиканское информационное агентство ЯСИА распространило Ваше заявление, сделанное во время встречи с жителями села Бердигестях Горного района: «Государственные газеты должны стать бесплатными, за счет мер оптимизации расходов их тиражи кратно возрастут. Сейчас по моему поручению прорабатывается логистика и финансовый механизм».
Материал об этом ЯСИА озаглавило так: “«Якутию», «Эдэр Саас», «Саха Сирэ» будут раздавать всем бесплатно”. Более горького заголовка мне, одному из бывших главных редакторов газеты “Якутия”, читать в своей жизни не приходилось.
К сожалению, все что раздается бесплатно, не оценивается по достоинству. Данная категория распространяется и на интеллектуально-информационный продукт, каким является газета.
В следующем году газета “Якутия” должна отметить 100-летний юбилей. За годы своего существования газета стала своеобразной визитной информационной карточкой республики, не побоюсь громких слов — одним из гуманитарных символов и неотъемлемых институтов становления государственности Республики Саха (Якутия). В редакции газеты служили выдающиеся организаторы печати — главные редактора О.Д.Якимов, Э.М.Рыбаковский, О.Н.Емельянов и другие, когорта талантливых журналистов-профессионалов. Не думаю, что они обрадовались бы, узнав, как их родное издание раздается бесплатно наряду с рекламными листовками и агитационными газетами-однодневками.
Считаю бесплатную раздачу газет, изданных за счет государственных дотаций из бюджета РС(Я), признанием бессилия сделать их конкурентными.
Реализация «принципа бесплатности» допустима в образовании, медицине, при оказании других форм социальной помощи и защиты населения. Но данный гуманный по своей сути принцип не сработает в конкурентной информационной среде, окажет медвежью услугу самой редакции. Она получит мнимое, а не заслуженное конкурентное преимущество в части распространения тиражей перед другими СМИ.
Искусственное увеличение тиража газеты не решит назревших вопросов по ее реформированию. «Лучше меньше, да лучше!» Оказавшись в тепличных условиях, такая газета со временем имеет все шансы быть вытесненной независимыми изданиями на обочину рынка СМИ. Отношение у населения к ней будет соответствующим, авторитет – снижаться.
Мне понятна Ваша озабоченность проблемой доступности достоверной информации, предоставляемой государственными СМИ, особенно в отдаленные улусы республики. Высокая стоимость подписки, типографских и почтовых услуг сокращают клиентскую базу читателей республиканских изданий.
Выход, конечно, есть. Газете необходимо создавать конкурентный экономико-прагматический и гуманитарно-философский контент, искать новые формы передачи информации в улусы республики, используя современные технологии и коммуникации. Только здесь таятся факторы мультипликативного эффекта повышения престижа издания.
Большим подспорьем может стать неиспользованный пока резерв — опыт бывших сотрудников редакции газеты, о которых, как видно, забыли. Редакция газеты “Якутия” должна стать настоящим организатором — коллективным автором летописи республики к 100-летию образования Якутской АССР.
Должен соблюдаться принцип здравого экономического расчета: если на содержание редакции, полиграфию и распространение тиража газеты тратятся бюджетные средства, то издание обязано возмещать хотя бы часть этих расходов. Сделать это можно не бесплатной раздачей газеты, увеличивающей эти траты, а квалифицированным менеджментом, тематическим разнообразием, глубиной подачи материалов или оперативностью передачи информации о событиях и проблемах республики, интеграции в мировое электронное информационное пространство.
Уважаемый Егор Афанасьевич! Много лет знаю Вас как мудрого руководителя, опытного управленца, прагматика. Прошу Вас еще раз взвесить свое решение на предмет эффективности включения газеты “Якутия” в число бесплатно распространяемых изданий. Речь должна идти не о бесплатной раздаче интеллектуального труда журналистского коллектива, а о повышении престижа издания, создании современной системы доступа к производимому продукту – информации (библиотечной, каталожно-электронных системах, социальных сетях, международной интеграции и др.), популяризации одной из старейших газет России.
Алексей ЧЕРТКОВ, главный редактор газеты “Якутия”, 2002-2003 гг.
А что Айсен Николаев?
2 октября на встрече с редакторами республиканских СМИ глава Якутии Айсен Николаев сообщил о грядущих изменениях в работе государственных СМИ республики.
«Что касается переформатирования работы государственных СМИ — да, это будет. Я считаю, что мы недостаточно эффективно тратим деньги на работу госСМИ. Определенные решения будут. Пока озвучивать их не буду, так как в настоящее время они формируются», — отметил Ил Дархан.
Напомним, в 2017 году на работу государственных средств массовой информации Якутии (газеты «Якутия», «Саха Сирэ», сайт «ЯСИА», телеканал НВК «Саха» и др.) было направлено из бюджета 834 миллиона рублей.