По поручению Президента России Владимира Путина масштабное инженерное сооружение предстоит построить в кратчайшие сроки – до конца 2028 года.
«Мы стали свидетелями исторического события – начинается строительство моста через реку Лену. Благодаря поддержке Владимира Владимировича Путина на наших глазах воплощается в жизнь вековая мечта многих поколений якутян. Я уверен, мостостроители, наши партнеры в лице Группы «ВИС» и Сбер приложат все усилия, чтобы обеспечить ввод объекта в установленный Президентом России срок – к концу 2028 года. Над проектом трудились лучшие инженерные институты нашей страны. Уникальность его заключается в том, что подобные мосты никогда ранее не строились в условиях вечной мерзлоты. Убежден, что решения, заложенные в его основу, многие году будут служить будущим поколениям и дадут мощный толчок для дальнейшего ускоренного развития не только Якутии, но и всего Северо-Востока страны», – подчеркнул Айсен Николаев.
Проект по строительству Ленского моста реализуется по концессионному соглашению между Правительством Якутии и Группой «ВИС».
«Сегодня исторический день не только для Якутии, но и для Группы «ВИС». Мы начинаем то, чего никто в мире ещё не делал. Уверен, что за ходом строительства с интересом будут наблюдать не только на Дальнем Востоке, но и во всей России и дружественных странах. Мы как инвестор и концессионер проекта осознаём высокую ответственность, сложность и сжатые сроки строительства. Поэтому все имеющиеся компетенции и ресурсы Группы «ВИС» будут вовлечены в этот проект. Уже летом начнутся работы в русле реки», – отметил в своём выступлении председатель Совета директоров Группы «ВИС» Сергей Ромашов.
Финансовым партнёром концессии выступает СБЕР по соглашению с Правительством Якутии и Группой «ВИС».
«Начало строительства Ленского моста – это долгожданное событие для Якутии. Сбербанк гордится участием в этом важном проекте, решение о финансировании которого было принято еще в 2020 году. Мост не только решит логистические проблемы региона, но и даст мощный импульс экономическому развитию Якутии, Дальнего Востока и всей России. Он не просто свяжет берега, увеличит грузопоток и ускорит развитие экономики – мост в первую очередь поможет в единении людей. Сбер готов быть надежным финансовым партнером по проекту и очень поддерживает его дальнейшую реализацию», – сказал управляющий Якутским отделением Сбербанка Олег Бугай.
Ленский мост – уникальный проект. Похожие по конструктиву мосты возведены через пролив Босфор Восточный и бухту Золотой Рог во Владивостоке, однако в таких климатических условиях, как в Якутии, вантовые мосты не строил ещё никто в мире. Проект разработан с учётом особых условий строительства и эксплуатации: низкие температуры зимой, интенсивный ледоход, сильные паводки и сложная логистика завоза материалов на Крайний Север.
Автомобильный мостовой переход будет двухполосным с расчётной пропускной способностью 5300 автомобилей в сутки. Общая протяжённость моста с автомобильными подходами составит 14,5 км, без них - 4,6 км (русловая часть – 2,5 км). Прогнозный трафик - 5300 автомобилей в сутки.
В целом проектом предусмотрено 26 опор для моста: три в русловой части, остальные на автомобильных подходах на обоих берегах реки. Количество буронабивных свай под опоры варьируется от 18 до 32 в сухопутной части, от 102 до 208 – в русловой. Длина свай - от 10 до 40 метров, диаметр – 1,5 метра. Самую большую опору моста предстоит возвести для центрального пилона. Для её строительства потребуется 208 свай и более 10 000 кубометров бетона.
Ленский мост соединит Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали с Северным морским путём, автомобильные дороги «Лена» и «Колыма» с автодорогой «Вилюй», то есть фактически Восточную часть России с побережьем Охотского моря. С его вводом будет создан транспортный узел, где сойдутся железная дорога, речной и авиационный транспорт, а также трассы республиканского значения.
Строительство Ленского моста позволит сформировать северный широтный пояс «Восточная Сибирь – Мирный – Якутск – Магадан». Мостовой переход сократит маршрут от Новосибирска до Магадана на 905 км. В будущем он поможет создать международный транспортный коридор Россия – Азиатско-Тихоокеанский регион.
По оценкам экспертов Министерства экономического развития РФ социально-экономические эффекты проекта превосходят инвестиции в 1,6 раз. Так, снижение транспортных расходов окажет значительное влияние на расходы различных отраслей экономики, что, в свою очередь, повлияет на рост доходов граждан и положительно скажется на качестве жизни населения. Стоимость потребительской корзины граждан Якутии снизится, существенно возрастёт транспортная доступность населения.
Пресс-служба Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия)/
Фотографии Андрея Сорокина, ЯСИА