— Мне посчастливилось родиться в одном из красивейших мест Якутии: на берегу реки Амги. Все мое детство и отрочество прошло там, я получила хорошее воспитание и образование, чем очень горжусь. Мои родители всю жизнь проработали во благо развития Амгинского района. Отец Егор Захаров был вторым секретарем Амгинского райкома КПСС, а мать Светлана Захарова — заведующей методическим кабинетом районного отдела народного образования. Родители очень любили нас и всячески способствовали всестороннему развитию.
Я училась в Амгинской средней школе №2. После поступила на факультет иностранных языков Якутского государственного университета. В наше время это было очень престижно. Многие мечтали учиться на ФИЯ, изучать языки, общаться и работать с иностранцами, ездить за рубеж.
В то время на немецком отделении, куда я поступила, открыли новое направление — «Учитель немецкого языка и литературы, школьный психолог». Мне стало интересно, что из себя представляет психология. К тому же, это была возможность получить два образования.
После окончания университета меня по распределению направили в школу-гимназию № 29 в Якутске, где я проработала два года. Потом волею судьбы так случилось, что я попала в структуру государственной службы и поступила в аспирантуру Российской академии государственной службы при президенте на кафедру акмеологии и психологии профессиональной деятельности.
Во время учебы в аспирантуре начала свою преподавательскую деятельность в Якутском международном университете в Москве. Мне посчастливилось работать под руководством первого академика Российской академии наук из народа саха, доктором технических наук, профессором Владимиром Ларионовым. Потом я занималась преподавательской деятельностью и работала в столичных вузах, одним из которых был Московский авиационный институт.
Я жила в Звездном городке и как раз в то время начался переход Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина из военной в гражданскую систему. Начали набирать гражданский персонал. По рекомендации мне удалось успешно пройти отбор и быть принятой на работу в Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина в должности старшего научного сотрудника.
Потом меня назначили начальником лаборатории медико-психологической подготовки космонавтов (астронавтов), разработки и испытания её методов, проведения психологической экспертизы, медико-психологического обеспечения космического полёта, психологической реабилитации космонавтов (астронавтов) после посадки.
Работа в Центре подготовки космонавтов была очень интересная, ответственная и сложная. В мои должностные обязанности входило проведение психологической экспертизы на этапах отбора, подготовки и послеполетной реабилитации космонавтов; психологическая поддержка во время космического полёта; психологическое сопровождение и экспертиза во время тренировок космонавтов к действиям в случае возможной посадки в экстремальных условиях различных климатогеографических зон, специальной парашютной подготовки космонавтов, разработка учебно-методического комплекса, проведение лекционных и практических занятий для космонавтов, научно-исследовательская работа.
Мы не только ежедневно тестировали космонавтов, общались с инструкторами, но также участвовали в тренировках космонавтов. В качестве метода включенного наблюдения мне посчастливилось полетать в невесомости, покрутиться в вестибулярном кресле, прыгать с парашютом и даже получить третий разряд по парашютному спорту.
Чтобы адекватно оценить и понять психологическое состояние человека, его реакции, мотивы и поступки, необходимо не только знать теорию специфических отраслей психологии, пользоваться результатами психологических тестов, но и самому испытать то, что испытывает и чувствует человек в той или иной ситуации. В нашем случае то, что испытывают космонавты во время тренировок.
Сейчас я занимаюсь преподавательской и научной деятельностью. Работаю в должности доцента кафедры рекламы и связей с общественностью в высокотехнологичных отраслях факультета иностранных языков Московского авиационного института (национально-исследовательского университета), который является единственным вузом в России, осуществляющим подготовку кадров по всему жизненному циклу изделий авиационной, ракетной, космической и другой высокотехнологичной техники от системного проектирования до реализации отдельных производств.
Также на данный момент мы совместно с Амгинским лицеем имени академика Л.В. Киренского запустили проект для школьников, который имеет своей конечной целью воспитание и подготовку инженерных кадров, а также специалистов в области рекламы и связей с общественностью в высокотехнологичных отраслях для республики. Его поддерживает глава Якутии Айсен Николаев.
Проект имеет несколько этапов: первый будет проходить 12 апреля и включает в себя республиканскую олимпиаду «Старт в космос!» по физике, математике, истории космонавтики и авиации, а также конкурс «Лучший PR-проект в области рекламы и связей с общественностью», который проводится на базе Амгинского лицея имени академика Л.В. Киренского совместно с Центром физико-математической школы, кафедрами рекламы и связей с общественностью в высокотехнологичных отраслях и лингвистики Института иностранных языков МАИ.
Второй этап включает профильную смену авиационно-космического направления образовательно-оздоровительного лагеря «Уунээйис» при Амгинском лицее на берегу живописной реки Амги, куда будут приглашены победители и призеры олимпиады. В работе лагеря будут принимать участие сотрудники Московского авиационного института, Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, авиакомпании «Якутия», исторического мультимедийного парка «Россия – Моя история».
Третий этап предполагает поездку участников лагеря в Московский авиационный институт и Центр подготовки космонавтов. На четвертом этапе планируется поступление лучших учеников в МАИ и другие профильные вузы.
Источник: ulus.media