Газета указывает, что вопрос изменения климата стал важной внутренней проблемой в России из-за крупномасштабного таяния вечной мерзлоты на севере страны и подъема температур выше мировых средних показателей. В России климатические изменения послужили причиной ряда серьезных проблем, включая масштабные лесные пожары и сильные наводнения.
«Последствия изменения климата очень серьезные... Пока слишком рано говорить, что мы уже испытали их все, — заявил Financial Times Айсен Николаев. — Наша главная задача — выявить эти негативные последствия и смягчить наиболее значимые из них».
Николаев признает, что таяние арктических льдов может иметь для Якутии положительный эффект, открывая доступ для высокорентабельного судоходства между Азией и Европой.
В статье уточняют, что в июле в некоторых частях региона температура воздуха превышала средние показатели на 6 градусов Цельсия. Средняя температура в Якутске, столице республики и самом холодном городе мира, за последнее десятилетие повысилась на 2,5 градуса Цельсия.
Подъем температуры провоцирует таяние вечной мерзлоты, вследствие чего на территории республики образуются крупные воронки и повреждаются здания, фундаменты которых стоят на мерзлоте. Это послужило одной из причин возникновения масштабных лесных пожаров, охвативших этим летом более 12 млн гектаров российского леса в Якутии и в других регионах Сибири.
Хотя Владимир Путин поддержал Парижское соглашение по климату, он предостерег от «слепой веры» в зеленые технологии, призвав нефтегазодобывающие компании продолжить освоение российских месторождений. Россия занимает второе место в мире по добыче нефти и газа и четвертое по выбросам углекислого газа в атмосферу.
Николаев уклонился от прямой критики крупных продуцентов углекислого газа за ускорение изменения климата, отметив вместо этого, что «у каждого своя доля ответственности».
«У нас — своя, у Китая и Индии — своя, — заявил он Financial Times. — Мы должны понимать, что все в мире взаимосвязано».
Россия стремится извлечь выгоду из одного последствия изменения климата, поскольку таяние льда в Арктике открывает Северный морской путь из Европы в Азию. По мнению экспертов судоходной промышленности, благодаря использованию арктического маршрута вместо длительной перевозки грузов через южные моря и Суэцкий канал, транспортные компании смогут сэкономить миллионы долларов и недели времени в пути.
Для Якутии это может быть особенно выгодно, учитывая, что на долю ее береговой линии в 2500 км приходится почти половина российского отрезка СМП.
В конце статьи глава региона отметил, что изменение климата имеет две стороны. «Моя цель — найти и разработать инвестиционные проекты в нашей части Северного морского пути, которые покажут свою эффективность при активизации транспортного коридора».
Отметим, что публикация доступна только подписчикам Financial Times.