Нацпроект «Здравоохранение» имеет восемь подпрограмм, в которых участвует Якутия:
- Первичная медико-санитарная помощь
- Снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний
- Снижение смертности от онкологических заболеваний
- Развитие детского здравоохранения
- Подготовка медицинских кадров
- Экспорт медицинских услуг
- Цифровизация
- Работа научно-исследовательских центров.
— В Якутии довольно широко прошла диспансеризация в 2019 году. С чем это связано?
— Да, действительно, нашу акцию в рамках проекта «Развитие системы первичной медико-санитарной помощи» по диспансеризации поддержали рекордное количество людей. Если в 2018 году у нас был план прохождения профосмотров и диспансеризации — 39 тысяч человек, то по нацпроекту в 2019 году этот план увеличился более чем в 10 раз и составил 470 тысяч якутян. План выполнен на 93%, это без данных декабря, цифры за весь год будут уточнены после 20 января. Благодаря большому информационному штурму люди, увидевшие в соцсетях и в СМИ, что больницы открыты для профсмотров, приходили сами. А еще, конечно, много якутян посещали акции на площадях и в торговых центрах, где были развернуты палатки.
Нам важно сейчас работать не только на лечение заболеваний, но и на их профилактику. Чтобы люди не ходили в больницу, только когда окончательно заболеют, а посещали профосмотры, чтобы выявить потенциальные риски
Цель профилактического осмотра — выявить людей с факторами риска развития серьезных заболеваний, например, пороговый уровень сахара в крови, высокое артериальное давление или лишний вес. Пациенты с факторами риска направляются на наблюдение, то есть на прием к более узким специалистам.
— К этому же проекту относится строительство фельдшерско-акушерских пунктов. Как занимаются здравоохранением в селах?
— За 2019 год построено восемь ФАПов, из которых четыре финансировались по нацпроекту: в Вилюйском, Ленском, Алданском и Усть-Алданском районах. Строительство каждого стоит около 6 млн рублей. В этом году мы планируем построить 18 ФАПов. Пока не могу сказать, в каких районах будут точно, список уточняется.
— А как вы боретесь с очередями в учреждениях?
— Для этого существует подпрограмма внедрения новой модели поликлиники, так называемое «бережливое производство». Данный проект предусматривает правильное расположение кабинетов, чтобы пациенты не сталкивались в коридорах, чтобы потоки больных и выздоровевших не пересекались. Также в систему входят открытая регистратура, использование электронной очереди, доступ к кабинету неотложной помощи.
Нельзя все перестроить в одночасье. Каждое учреждение выбирает себе несколько процессов программы, которые способно реализовать. Из 24 каждая больница «комбинирует» пока по четыре и к концу года доказывает, что справилась с ними: например, если больница берет только «навигация+регистратура+электронная очередь+хранение лекарств».
По такой модели работают уже девять медорганизаций, четыре из которых в Якутске — Медцентр г. Якутска, поликлиника №1, городские больницы №2 и №3. В программу включены Амгинская, Алданская, Олекминская, Мирнинская и Нерюнгринская ЦРБ. В следующем году к ним присоединятся еще 40 учреждений.
— Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями и онкологией у нас стоит на первом месте. Что делается в этой области? Кардиоцентр и онкодиспансер строятся не в рамках нацпроекта.
— Артериальная гипертония остается самым распространенным заболеванием у взрослого населения не только на Дальнем Востоке, но и во всем мире. Если мы снизим уровень заболеваемости в этой области, то снизим общую смертность. В 2019 году на средства нацпроекта мы приобрели новый ангиограф для РБ2-ЦЭМП, в региональный сосудистый центр. Кроме этого, закупили необходимое оборудование на 97 млн рублей.
Обновленная материально-техническая база не решит все проблемы. Большая работа в рамках регионального проекта направлена на профилактику сердечно-сосудистых заболеваний, первичное выявление больных, также мы вкладываемся в обучение врачей, постоянный мониторинг хронически больных пациентов и открытие первичных сосудистых отделений.
— Что насчет онкологии?— Министерством здравоохранения республики разработана полная маршрутизация для всех, у кого обнаружена патология. Открыты девять центров амбулаторной онкопомощи: четыре в Якутске, а также в Алданском, Мегино-Кангаласском, Нерюнгринском, Мирнининском и Нюрбинском районах. Туда, как правило, отправляют пациентов после медосмотра в больнице уже с подозрением на онкологию, чтобы подтвердить диагноз, проводят расширенное обследование. Лечение можно пройти там же, в дневном стационаре, после уточнения диагноза и осмотра онкологом головного учреждения республики по профилю «онкология» — Якутского республиканского онкологического диспансера. В 2019 году около 46% диагнозов «злокачественное новообразование» диагностированы на 1 или 2 стадии заболевания, то есть на стадиях при которых велика вероятность излечения. Мы ставили себе план в 43% в 2019 году и 45% — в 2020-м. Но так как он перевыполнен, то цифры будут пересмотрены.
— Говоря о специалистах в селах, какова в республике обеспеченность врачами? Есть перекосы из-за «Земского доктора», когда большинство начинает уезжать в районы?
— Я бы так не сказала. Сейчас в городе врачу будет трудно найти работу, потому что обеспеченность специалистами тут хорошая, как и в центральных районах. Но отток кадров идет из Арктики. Нынешняя система оплаты труда дает небольшую разницу между центром и арктическими поселениями. Тот же «Земский доктор» одинаково платит миллион рублей любому врачу, куда бы он ни поехал. Хотя есть такой момент, когда села центральной, заречной, вилюйской групп районов не чувствуют недостатка во врачах, а вот города чувствуют из-за «Земского доктора», который поддерживает только сельских медиков.
В 2019 году по программе “Земский доктор” и “Земский фельдшер” еще 30 муниципальных образований подписали соглашения на предоставление жилья
— В нацпроект также входит программа по экспорту медицинских услуг. Что она означает?
— Она в основном работает в центральных городах России, куда могут приехать иностранные пациенты, чтобы пройти лечение в лучших медучреждениях страны. В Якутии эта программа реализуется не совсем по этой схеме, так как нам привлекать иностранных граждан нет смысла из-за сложной транспортной логистики. Но мы лечим мигрантов. Многие из приезжих сюда работать или учиться нуждаются в медицинской помощи, большинство тех, кто обращается в местные больницы — беременные женщины. Важно, чтобы они были готовы к рождению ребенка, проходили обследование до и после родов. Программа не обеспечивает их бесплатным медполисом, но направлена на то, чтобы информировать иностранцев о том, как и где можно оформить медицинскую страховку, где и как могут получить медицинскую помощь.
— В Якутии есть общая база данных, где содержится вся информация обо всех больных в республике?
— Во все медицинские организации внедрена единая система документооборота в рамках программы по цифровизации медицины. Более 6 тысяч рабочих мест в организациях оборудованы компьютерами с доступом к системе, но пока центральный портал, где будет вся информация, еще не запущен.
Как это будет работать? Скажем, человек попал без сознания в Центр экстренной медпомощи, но зная только его имя и фамилию, специалисты могут найти его амбулаторную карту в системе и убедиться, нет ли у него аллергии на какие-то препараты и хронических заболеваний. Еще бывают случаи, когда пациент, не долечившись, выписывается из больницы, то в поликлинике по его месту жительства «всплывает» уведомление о том, что пациенту необходимо продолжить лечение. Таким образом, куда бы не обратился больной, он сможет получить помощь в соответствии с его ранними болезнями.
Источник: ЯСИА, автор: Санаайа Иванова.
http://ysia.ru/vera-tarasova-ob-itogah-natsproekta-zdravoohranenie-v-yakutii/