Этнос может быть истолкован в трех контекстах: согласно первому подходу человек уже рождается с определенной этничностью. Второй предполагает, что этничность в человеке воспитывается социальной средой. Третий подход гласит, что она навязана со стороны власти. «Государство на протяжении одного века дважды заставило людей изменить свою этническую принадлежность: в 30-е годы во время формирования колхоза и в 90-е годы, когда появились льготы для коренных малочисленных народов Севера.
В понимании значения «нации» есть два подхода: когда подразумевается согражданство и связь людей единым происхождением
В России есть симбиозное слово «национальность», объединяющее этничность человека и его гражданскую принадлежность. Мы являемся единым народом, который включает в себя более двухсот этносов. Перед Россией стоит задача сформировать гражданское общество и сохранить уникальные этнические культуры, ведь в многообразии, многоликости – сила нашей великой страны.
Большинство людей склоняется к тому, что этничность дается человеку при рождении. Мы можем предпочитать тот или иной подход, но в любом случае мы должны помнить, что этносы – очень устойчивые образования, и на современном этапе их число только увеличивается. Люди стремятся сохранить свою этничность: она хранит человека в пору напористой глобализации.
Самый прекрасный подход озвучивает российский культуролог Георгий Гачев, который пишет о любви к своему народу и восхищении всеми остальными: «Самый гуманистический принцип, когда человек, понимая, что его этничность придает глубокую изюминку его личности, в тоже время глубоко уважительно относится к представителям других культур и понимает, что в его стране живут люди разных народов, и они объединены общим историческим срезом».
Ольга Парфенова – кандидат исторических наук, заведующий кафедрой истории, обществознания и политологии исторического факультета Северо-Восточного федерального университета.
Фото: из архива редакции корпоративных медиа СВФУ.