По словам Риммы Яковлевы, сложность в начале заключалась именно в незнании заболевания. Несмотря на то, что их учили тому, что подобные вспышки болезней могут случаться, якутским врачам, как и их коллегам по всей планете, пришлось нелегко.
“Мы просто не знали, как лечить эту болезнь и как вести себя с больными. Рекомендации менялись: сегодня мы одним лечим, а завтра – другим. Думаю, с этим столкнулись все медики во всех странах. Помогало то, что нас учили и готовили к подобному варианту развития событий – вспышке эпидемии неизвестной болезни. Мы ведь еще учились на учебниках, где описывались эпидемии гриппа, чумы, туляремии“, – рассказала главный врач.
“Мы работали так, как и должны были работать: лечили пациентов, выезжали на адреса. Раньше анализы на дому не брали, а весной стали это делать. Механизм работы поменялся, но сама работа – нет. Как лечили, так и продолжали лечить людей. Наверное у других людей были куда серьезнее перемены в жизни. Некоторые ведь пережили сильный удар, когда остались без работы в период самоизоляции. Мы же просто продолжали делать свою работу и выполняли наш долг, просто в более сложных условиях“, – сказала она.
Она также добавила, что меры санитарной безопасности, которые сейчас повсеместно соблюдаются, должны были быть актуальны и ранее. Главный врачи отметила, что люди стали больше внимания уделять личной гигиене и поведению в обществе. Если раньше люди спокойно могли кашлять при всех, то сейчас перестали это делать.
“Этот противочумный костюм, который мы носим, он уже был у нас. Маски и респираторы тоже были, но ими не пользовались, а вот сейчас мы будем ими пользоваться, вне зависимости от того, будет у нас коронавирусная инфекция или нет. Это же все не новое придуманное. Теперь ношение средств индивидуальной защиты войдет в привычку. Я, например, маски уже практически не снимаю. Мы наконец-то научились мыть руки, отучились друг на друга кашлять и чихать. Раньше все относились к этому легко, а сейчас люди стали более осознанными“, – заключила Яковлева.