Как сообщил ведущий методист музея Евгений Горохов, документ о собрании научной конференции по изучению производительных сил Якутии находится в фонде советского лингвиста Сергея Малова. На этом заседании, созванном Академией наук СССР, Сергей Малов прочитал доклад о якутском языке и его отношении к другим тюркским языкам. Позже доклад был опубликован в «Вестнике Академии наук СССР» в 1941 году. Так, в ходе своего доклада исследователь-тюрколог отмечает, что некогда якуты «имели свою грамоту». «У якутов имеется предания, что они имели свою грамоту. Кроме того, на берегах Лены и других рек имеются писаницы, где есть отчасти и руноподобные знаки», – говорится в документе.
На том же заседании известный историк, профессор Сергей Токарев предлагает посмотреть на якутский язык через призму истории и дает комментарий, что есть маленькое, но документальное подтверждение якутской письменности. «Когда мне приходилось изучать документы XVII века, мне попался очень интересный факт. В деле о восстании якутов 1642 года имеются показания одного из якутов Метемика о роли одного из вожаков восстания Тойона Огея. К этому Огею привезли какую-то «Память», и в документе говорится так: «И Огей посмотрел на память да и бросил его».
Слово «память», по его мнению, имело значение письменной инструкции, несмотря на не очень точное описание. «Предположить, что здесь имеет место русское письмо, невозможно. В 1642 году в Якутске не только якутское, но и русское население было неграмотно. Скорее мы имеем руническое, пиктографическое, а может быть, и более развитое письмо», – сказано в докладе.
«Здесь важно заметить, что докладчик упоминает о какой-то писанице. Можно предположить, что еще некто на том заседании сообщил о каком-то наскальном рисунке, который имеет сходство с руническими знаками. Этим «неустановленным лицом» вполне может быть Илья Винокуров, зампред Совета народных комиссаров ЯАССР, который присутствовал на том заседании», – отмечают в Музее письменности СВФУ.
Таким образом, Сергей Малов как крупнейший специалист не только по тюркским языкам, но и по сибирским рунам, не мог обойти проблему изучения древней якутской письменности. По каким-то причинам в опубликованном материале о заседании не нашлось места вопросу по дорусской письменности якутов, добавил Евгений Горохов.