- Юлия Игоревна, скажите, пожалуйста, могут ли «простудные» болезни могут оказать негативное влияние на речь?
- Частые «простуды», бронхиты, пневмония и другие ЛОР -патологии, могут стать причиной голоса, речи «в нос». Речевой аппарат ребенка во время болезни ослабевает, что немудрено, так как все силы иммунитета брошены на борьбу с болезнью. К сожалению, случается так, что проблема с речью остается после болезни навсегда - дикция «ломается», язык не слушается, ребенок шепелявит, либо при звучании речи, создается ощущение «каши во рту». Любой дефект нуждается в своевременном и тщательном лечении. Из-за того, что ребенок неправильно дышит, гнусавит и разговаривает невнятно, у него могут начаться проблемы с социализацией, что сделает его замкнутым, раздражительным и нервозным. Когда малыш говорит через нос, родители должны уделить его проблеме особое внимание.
Причины задержки речевого развития разнообразны: проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия, наследственный тип позднего развития речи. Среди возможных причин следует также отметить соматическую ослабленность, болезненность ребенка, из-за которой задерживается формирование всех психических функций. Речь - это форма связи ребенка с окружающим миром, высшая психическая функция, которую обеспечивает головной мозг, питание которого может ослабить практически любое заболевание, имеющее инфекционную природу.
- Какие методы лечения речи Вы применяете в своей работе?
- Все начинается с диагностики речи. Далее маленькие пациенты нашего отделения медицинской реабилитации номер один формируются в группы, также имеется возможность индивидуальных занятий. Кому-то может потребоваться логопедический массаж, другим будет достаточно групповых занятий, во время которых, играя, тренируем речевой аппарат ребенка. Артикуляционная, дыхательная гимнастика, логоритмика – так мы встречаем утро в отделении. Занятия у моих групп начинаются в девять часов утра, и заканчиваются к 15 часам дня, в зависимости от схемы лечения, реабилитации в отделении, пациенты делятся на команды, группы, подбирается удобное для посещения время. Детям, конечно же, больше нравятся дидактические занятия с использованием игрушек, картинок, красочных книг, но и во время сложных логопедических практик, дети подходят к занятию ответственно. Помощь родителя всегда приходится вовремя, некоторым детям удобнее, легче раскрыться на занятиях по речи под руку с мамой, бабушкой, отцом.
- Кто еще помогает Вам в деле развития и коррекции речи?
- В нашем отделении мультидисциплинарный подход, с маленьким пациентом работают и врачи -неврологи, педиатры, лечебная физкультура тоже оказывает свой эффект, также, как и грамотно организованный досуг для детей. Проблема с недоразвитием речи - пограничная, в лечении и реабилитации детей всегда принимают участие врачи, логопеды, педагоги и медицинские психологи. Коррекция речи - процесс длительный, чтобы речь «обосновалась» прочно, родителю после выписки, необходимо будет продолжить занятия с ребенком дома самостоятельно. Как, я обязательно рассказываю, показываю, учу, поддерживаю.
- За время работы в отделении наверняка уже был какой-либо особенный случай коррекции речи?
- Был ребенок двенадцати лет, не говорил. Понимания речи тоже не было. Но ему так понравилось заниматься логоритмикой, что даже мама сказала о том, что мы дали ей мотивацию, силы идти дальше. Она за все 12 лет жизни сына никогда не видела, что сыну может так нравиться музыка. Было решено, что они запишутся в музыкальный кружок, чтобы мотивировать сына дальше работать над речью.
- Как попасть к вам в отделение?
- Необходимо обратиться участковому педиатру в поликлинику или центральную районную больницу по месту жительства, взять направление к нам. В отделение госпитализируются после окончания острого (подострого) периода заболевания или травмы, при хроническом течении основного заболевания вне обострения в периоде ремиссии. Стационар круглосуточный, родитель и ребенок обеспечиваются питанием, к выписке у нас все поправляются в прямом и переносном смысле, что, несомненно, радует всё наше дружное отделение медицинской реабилитации для детей.
- Благодарю за беседу, Юлия Игоревна! Успехов Вам и маленьким пациентам!