Исторически у якутов образцы поведения у народа и родовой аристократии были разными. Этос аристократии – это «рыцарский дух», включающий благородство, честность, демонстрируемую щедрость, праздность, пиры, угощения, расточительность. Якутский эпос олонхо в значительной мере – это катехизис «благородного мужа». При этом такие ценности, как честность, справедливость, благородство распространились во всех слоях общества и признаются людьми независимо от общественного статуса.
"У якутов критерий нравственной оценки проступков довольно долго был напрямую связан с религиозными чувствами"
Поскольку народы Якутии, в отличие от народов более южных регионов, продолжительное время своей этнической истории жили несколько изолированно, с менее интенсивными социальными контактами, традиции обычного права вполне успешно регулировали их общественную жизнь. Прежде всего, доверие к другому человеку было основным условием жизни на Севере. Другим характерным аспектом общения была особая обходительность.Для народа саха характерно сочетание сплоченности родственников с индивидуализмом. Этот индивидуализм якутов, основанный на их традиционном быте, был несколько изменен при советской власти, но вновь актуализирован в постсоветский период – многие современные якуты почти не рассчитывают на помощь рода, в отличие от представителей других тюркских народах бывшего СССР. Эта особенность может препятствовать этнической консолидации, она может преодолеваться за счет формирования сильной национальной интеллигенции, которая интегрирована в жизнь своего народа; такую нацию создает только город в современном обществе.
Культурно-ценностное ядро народа отражается в его идеалах, в его понятиях, очерчивающих сферу сакрального. «Сакральное» не обязательно связано с четко оформленными религиозными практиками, оно отражает приоритетность определенных ценностей, императивность связанных с ними требований или запретов. Для народов Севера характерны сакрализация природы, родной земли, сакральность жизни, поддерживающих жизнь света и тепла. Особо акцентированы ценности рода, семьи, человеческой общности, жилища, ценность умения и мастерства.
Любовь Цой – кандидат социологических наук, доцент кафедры психологии и социальных наук Института психологии Северо-Восточного федерального университета.