Артем Анатольевич, аспирант Алтайского государственного университета, сообщил, что в Якутии обнаружены около 380 старинных погребений разного времени, в которых была обнаружена посуда из дерева, кожи, бересты, металла, керамики, фаянса и фарфора. При этом керамические изделия встречаются достаточно редко – они выявлены лишь в 18 захоронениях (около 4,7 % от общего числа погребений).
Ученые объясняют это традиционными верованиями народа саха – их предки верили, что дух посуды тесно связан с духом домашнего очага и оба они принадлежат к категории добрых существ, не терпящих соприкосновения со всем «нечистым». А таким считали и умершего или приближающегося к смерти человека.
Есть мнение, что все предметы погребального инвентаря являлись личными вещами покойника и вместе с ним клали только те, которыми он пользовался при жизни единолично. Поэтому керамическая посуда общего пользования, редко встречается в древних захоронениях.
Чаще всего керамика встречается в детских и женских погребениях. Так, практически во всех захоронениях детей обнаружены целые горшки «боччук» небольших размеров. Древние саха в них кипятили молоко детям. Известно, что в старину с рождением ребенка для него обычно заказывали именной горшочек. В подтверждение этой версии археологи отмечают следы нагара молочных продуктов практически на всех сосудах из детских погребений.
В захоронениях женщин керамика представлена как целыми сосудами, так и их фрагментами. Так, у керамического сосуда из погребения Улахан Эбэ намеренно проломлено дно, что связано с традицией порчи погребального инвентаря, объясняемой страхом перед покойником.
Возможно, в случае с женскими погребениями присутствие в них керамики объясняется гендерным характером гончарного ремесла у саха. Известно, что гончарством среди них занимались преимущественно женщины.
Керамику также обнаружили в двух мужских погребениях с богатым сопроводительным инвентарем. В обоих погребениях керамика представлена целыми горшками.
Ученые предполагают, что керамические сосуды и их фрагменты использовались в погребальном обряде не только как часть погребальной посуды. Так, в мужском погребении Дыгасы керамический горшок выступает эквивалентом погребального покрывала/маски для лица и, вероятно, маркирует погребение самоубийцы.
А применение керамики как элемента ритуального действа зафиксировано в погребении Хатасского погоста II, где боковая стенка крупного керамического сосуда использовалась как основа для разведения ритуального огня при проведении обряда тризны.
Имеющиеся на сегодня данные позволяют говорить о керамических изделиях, найденных в погребениях, как о неординарной традиции в погребальном обряде древних саха. Такая традиция в основном отмечена в детских и женских захоронениях Центральной Якутии. Редкое использование керамики в качестве сопроводительного инвентаря может быть объяснено мировоззренческим представлениям якутов о сакральности глиняных сосудов. В ходе дальнейших исследований ученые намерены выяснить истоки такой традиции в погребальной практике народа саха.
Выставка «Якутская керамика: от забвения до возрождения» объединил мастеров и ученых, исследующих и возрождающих древнее ремесло народа саха. Выставка знакомит посетителей с историей и настоящим якутской керамики. В экспозициях представлены древние артефакты от каменного века до нового времени, найденные в Якутии. Также она отражает истоки и факты, связанные с сакральным смыслом гончарного дела. Выставка работает до 15 июня 2024 года в Музее истории Якутска по адресу: ул. Аммосова 1/1.
Пресс-служба АНИЦ РС (Я).
Фото: Образцы керамики из фондов Музея арктической археологии им. С.А. Федосеевой АНИЦ РС (Я). Фото ulus.media.