Закон предусматривает обязательный порядок досудебного урегулирования любых споров, которые возникают на основе гражданских правоотношений.
«Энергокомпания всегда информирует потребителей о том, что судебного разбирательства и принудительного взыскания долга можно избежать. Досудебный порядок взыскания для потребителей имеет ряд преимуществ. Это, прежде всего, экономии времени и средств. Процедура происходит без вмешательства судебных органов. Она избавляет должника от ряда государственных пошлин и штрафов, что выгодно в его положении, – поясняет начальник отдела претензионной деятельности Энергосбыта Нюргуяна Куприянова. – Претензионный способ урегулирования споров – это проведение дистанционных контактов с недобросовестными плательщиками. Он направлен на оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией защиты прав. Условие о претензионном порядке обязательно должно предшествовать обращению с иском в суд и несет не материально-правовой, а процессуальный характер, что придает этому условию обязательность исполнения вне зависимости от того является ли гражданско-правовой договор расторгнутым».
За 2018 год в рамках проведения досудебной работы с потребителями — юридическими лицами направлены 12 046 претензий на общую сумму 7 648,1 млн рублей (с учетом текущих расчетов), заключены 252 соглашения по предоставлению рассрочки юридическим лицам на сумму 403,9 млн рублей, проведены переговоры с должниками по урегулированию задолженности. В результате юридические лица оплатили в досудебном порядке долг на сумму 2 943 млн рублей.
Согласно законодательству по лицензированию управляющих компаний отдел претензионной деятельности активно проводит мероприятия по проблемным ИКУ. Так, в республиканскую жилищную инспекцию направлены 14 материалов — жалоб по 133 договорам. На основании этих обращений УГСЖН по РС(Я) проводит внеплановую документарную проверку. В результате по 6 УК проводится процедура возбуждения административного производства (ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ), по 3 УК проверка продлена. По ТСЖ разрешение споров продолжится в гражданском судопроизводстве.
Проведена работа по привлечению к административной ответственности (ст. 14.61 КоАП РФ) юридических лиц, обязанных представить гарантии обеспечения исполнения обязательств по договорам на энергоснабжение (фингарантии). По итогам прошлого года в Ленское управление Ростехнадзора направили 20 заявлений о возбуждении дел об административном правонарушении (ст. 14.61 КоАП РФ). Дела переданы в Арбитражный суд Якутии.
В результате одно юридическое лицо привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. В отношении остальных контрагентов материалы дела находятся на рассмотрении суда. «Сегодня нами активно используются разные способы оповещения юридических лиц по составленным претензиям. Один из наиболее эффективных способов воздействия – СМС- информирование, – считает Нюргуяна Ивановна. – Такое оповещение охватывает большой процент потребителей должников, оперативно по сравнению с ранее используемой доставкой через почту, курьеров, нарочно».
Вопрос низкой платежной дисциплины среди отдельных категорий потребителей электрической и тепловой энергии, горячего водоснабжения не теряет своей актуальности. Энергокомпания ведет переговоры с недобросовестными плательщиками по урегулированию задолженности. Как показывает практика, именно на досудебное взыскание приходится большая часть возврата долгов. Оно наиболее приемлемо обеими сторонами.
В случае отсутствия возможности у должника единовременно и в полном объеме погасить образовавшуюся задолженность, Энергосбыт предоставляет рассрочку с обязательным условием оплаты текущего потребления энергоресурсов.