За все годы регистрации инфекции в Якутии выявлен 2321 ВИЧ-положительный человек. В сравнении с показателем заболеваемости по Дальневосточному федеральному округу, республиканский показатель ниже на 60% и в три раза ниже, чем в среднем по РФ.
Наибольшая опасность в Алданском, Оймяконском, Мирнинском, Ленском и Нерюнгринском районах, а также в Якутске. На эти шесть муниципальных образований приходится 88% лиц, живущих с ВИЧ на территории республики (в данных районах проживают 59% населения Якутии). По данным конца 2017 года, показатель заболеваемости здесь в 1,5 раза выше среднереспубликанского показателя.
Зав. отделом профилактики Якутского республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИД Евгений Кононов связал это явление с тем, что в промышленных районах распространено привлечение к труду приезжих работников.
«Это вахтовый метод работы. Первым носителем инфекции в Якутии стал трудовой мигрант из Турции, который был занят в строительстве стадиона „Туймаада“ в 1996 году», — говорит Евгений Кононов.
Большую роль на заболеваемость (ежегодно от 33% до 46% случаев) вносит миграция, отмечает в своей работе о проблеме распространения ВИЧ в Якутии зав. отделом клинической эпидемиологии Центра СПИД Галина Шахнович. Причем миграция и внешняя — из других стран, так и внутренняя — из регионов РФ.
«По сравнению с теми показателями, которые в России, уровень заболеваемости ВИЧ в Якутии — «цветочки»», — отмечает Евгений Кононов. — К сожалению, россиян из других регионов, которые приезжают к нам, мы не вправе заставить пройти тест. У них выявляют ВИЧ только тогда, когда они сами обращаются в больницы».
Иностранцы же, приезжающие на работу, по закону обязательно должны обследоваться на ВИЧ.
«Прямо с аэропорта ведут в СПИД-центр, чтобы прошли анализ. Любой узбекский или таджикский гражданин, работающий на стройке без разрешающего сертификата, представляет собой угрозу для работодателя — при выявлении таких случаев наниматель наказывается», — отмечает Кононов.
При выявлении вируса иммунодефицита мигранта депортируют с участием сил МВД, Федеральной миграционной службы, Роспотребнадзора.
«Это долгая процедура, иногда приходится привлекать диаспоры. Приезжают без денег и с билетом в один конец. Мы их выдворяем. Это распространенная мировая практика. Во многих западных странах, например, в США, нельзя получить вид на жительство ВИЧ-положительным людям», — заключил Кононов.
Некоторые иностранные граждане — например, Китая, Казахстана — проходят обследования у себя дома. В таком случае они не обязаны проверяться в местных больницах.
Профессор кафедры экономики труда и социальных отношений Финансово-экономического института СВФУ Геннадий Толстых считает, что иностранным справкам верить не стоит.
«Необходимо сделать так, чтобы иностранцы по приезду в Россию сдавали анализы повторно, — считает Геннадий Толстых. — Расходы на обследование нужно переложить на работодателя».
Юридически ограничить приток ВИЧ-положительных граждан России в Якутию будет сложно, считает эксперт.
«Пока нет закона, устанавливающего, чтобы человек обязательно проходил обследование по приезду в другой город. Однако можно ввести местные ограничивающие правила, если они не противоречат федеральным законам. Руководство Ленского, Мирнинского и других районов могут обсудить это вместе с населением, проголосовать и совместно решить», — говорит Геннадий Толстых.
Эксперт добавил, что проблема распространения туберкулеза в свое время решилась простым способом — работники предприятий каждый год проходят флюорографическое обследование.
«Точно таким же образом можно требовать справку об отсутствии ВИЧ», — говорит Геннадий Толстых.
Согласно Роспотребнадзору, в 2018 году в России впервые за шесть лет сократилось число выявленных ВИЧ-заболеваний. В Якутии же, по данным регионального минздрава, фиксируемость инфекции увеличивается. Только за январь 2019 года соответствующий диагноз поставили 15 людям, хотя годом ранее в январе ВИЧ был выявлен у шести человек.
Источник: «Якутия 24».